Свои проблемы можно расстрелять

А можно верить в хорошее и вытащить родного человека из самой трудной ситуации, уверен монгольский шаман Валерий Балдынов

Всем посетителям Центра древних культур, открывшегося недавно в селе Нагорном Бахчисарайского района, Валерий Балдыной советует: «Родственники тяжелобольного человека, которые по-настоящему верят в его выздоровление, тем самым как бы вытаскивают его из самой трудной ситуации».

Похоже, встреча с этим интересным человеком была предопределена. Сначала на глаза попалась заметка в Интернете о том, что бурятские шаманы посетили Германию, Австрию и Францию. Оказывается, и в ХХI веке они востребованы даже в самых развитых европейских странах. В заметке сообщалось, что шаманы провели обряд очищения места крушения ТУ-154 «Башкирских авиалиний» и Баденского озера в 2002 году. После аварии на этом месте, по мнению шаманов, образовалась геопатогенная зона. Недалеко от места крушения авиалайнера находятся два города. В одном из них после аварии участились суициды, а в другом рождаются дети со страшными генными заболеваниями. В шаманизме есть такое понятие: когда человек внезапно умирает, он не осознает этого и блуждает между мирами. Так, по мнению бурятских шаманов, случилось и с погибшими в авиакатастрофе. Поэтому они провели обряд – отправили души в царство мертвых. И через некоторое время над местом аварии появилось солнце и защебетали птицы, хотя до этого там был туман и стояла звенящая тишина. Об этом потрясенные немецкие журналисты написали в своих изданиях.

А спустя какое-то время на одном из каналов крымского телевидения я увидела сюжет о Центре древних культур, где проводит обряды настоящий монгольский шаман Валерий Балдынов. С какими же бедами и проблемами наши соотечественники обращаются к нему и как он им помогает? Об этом и не только мы говорили с Валерием Бальжиновичем.

«Расстреливая из древнего оружия свои проблемы, человек их побеждает»

Кстати, посещение Центра древних культур абсолютно бесплатно. Никаких религий и верований здесь никому не навязывают, просто рассказывают о древних традициях разных народов.

– Почему решили открыть такой центр? Надо полагать, место для него выбрано не случайно?– сразу спросила я у Валерия Бальжиновича. Между прочим, профессионального геолога, родом из Бурятии, окончившего один из престижных сибирских университетов, много лет проработавшего в полевой геологии.
– Идея создания центра больше принадлежит его нынешнему директору Павлу Кожевникову, – говорит Валерий Балдынов. – На съезде общества сибиряков Крыма он увидел меня в национальной монгольской одежде и сообщил, что у него есть монгольская юрта. Я поехал посмотреть на нее, и в итоге мы решили организовать этот центр. Гора Бойка, где сейчас он находится, издавна считалась священной. Сегодня здесь можно увидеть развалины древнего христианского храма, но подняться на гору не каждому под силу. Поэтому наше «обо» (место поклонения духам гор), расположенное у подножия горы, является как бы ее проекцией. Таким образом, можно поклоняться и ей самой. Кстати, рядом расположено село Богатырь, и гора Бойка раньше называлась по-крымскотатарски Батыр, что означает «богатырь».

В центре можно не только пожить в настоящем вигваме-типи, пострелять из лука, но и поправить здоровье. Валерий Балдынов помогает людям, например, победить комплексы.
Екатерина Савченко специально приехала сюда, чтобы избавиться от своих проблем. Девушка считает себя слабохарактерной и решила пройти курс шаманской психотерапии. Сначала на бумажной мишени она нарисовала некий образ, изображающий ее комплексы, а затем расстреляла его.

– Я пыталась изобразить животное, у которого нет стержня, хребта, и так избавиться от бесхребетности, – признается Катя.

– Исцеление происходит не сразу, но легче человеку становится тут же. Рисуя свои проблемы, пациент, во-первых, визуализирует их, то есть распознает, а расстреливая из древнего оружия, побеждает. Происходит своеобразная психическая разрядка, – рассказывает Валерий Балдынов.– Например, к нам приезжал 15-летний мальчик, который заикался. А на следующий день мне позвонила его бабушка и сообщила, что теперь внук говорит вполне нормально. Очень важно, если рядом с тяжелобольным человеком есть родственники, которые по-настоящему верят в его выздоровление.

Расстреливать собственные комплексы посетителям центра предлагают из разного оружия – арбалета, пневматической винтовки, лука, рогатки. 5-летняя Ксюша Локтионова уже сейчас, похоже, зациклена на собственной внешности, поэтому выбрала лук.

– Мне понравилось, как я стреляла, – говорит девчушка. – Но лук очень большой, он мне не идет. А маленький мне больше идет, – объясняет Ксюша.

«Шаманы – это посредники между миром людей и миром духов»

Проводить обряды, разговаривать с духами предков Валерий Балдынов учился не только у себя на родине в Бурятии, но и в Монголии, где ему выдали удостоверение зарина – шамана высшего посвящения.

– Когда о ком-то говорят: очень сильный шаман – это еще не означает, что он поможет каждому, – объясняет Валерий Бальжинович. – Чтобы быть хорошим шаманом, учиться нужно всю жизнь. Шаманы – это посредники между миром людей и миром духов.

– Тем не менее в Крыму камлание (шаманский ритуал, связанный с вызовом духов. – Авт.) вы проводите редко...

– Камлание я провожу исключительно по личной просьбе. Шаманство – очень трудное занятие. Иногда приходится уезжать из дому надолго и проводить обряды в других городах. Шаманы сегодня востребованы, ведь по большому счету суть их ритуалов сводится к помощи людям в их повседневных делах. Хотя заработка это не приносит. Так, минимум какой-то, то, что человек дает сам. Вот это, – показывает фотографию, – дочь Верховного шамана навахо (индейцы племени навахо живут в США, в штате Аризона. – Авт.). Она была у нас дома, подарила мне кристалл горного хрусталя и объяснила, каким образом им можно лечить людей. Я теперь тоже использую его в своей практике.

– Вы потомственный шаман, то есть в роду у вас были шаманы. А обычный человек или представитель другой национальности может стать шаманом?
– Чтобы стать настоящим шаманом, надо им родиться, то есть получить этот дар от предков и свыше. Быть шаманом – непростая судьба, – вздыхает Валерий Бальжинович. – Есть также шаманы, у которых этот сан, будем так его называть, приобретенный. Например, после того, как в человека попала молния или в его двор упал метеорит. В 2003-м году на острове Ольхон на Байкале, священном для бурят месте, прошло так называемое Вселенское камлание шаманов. Со всей России, из многих стран приехало человек 500. И в основном это были представители европейских национальностей. Мой дядя, брат отца, был хадачи (уважаемый человек, посредник между миром людей и духами гор. – Авт.). Папа же был далек от этих вещей. В 14 (!) лет, имея 4 класса образования, он стал секретарем сельсовета, а на фронте – заместителем политрука. Бывало, дедушка говорил: твой отец даже белки не подстрелил, – улыбается. – А с дядей я ходил на охоту еще со школьных лет и потом, будучи студентом, тоже. За один сезон медведя добывал из малокалиберной винтовки, сохатого, горных козлов, изюбря. Когда, например, заходил в распадок, по запаху чувствовал, что зверь близко. Мой дедушка по маминой линии – знаменитый охотник Дубшин. Те, кому посчастливилось с ним охотиться, очень интересные вещи о нем рассказывали. Например, выезжали охотники в тайгу, дед им говорил: готовьте дрова, лошадей отпускайте, таборитесь, а я лягу и буду смотреть сон. Бывало, дед просыпался и говорил: ребята, собирайтесь, нас изюбрь в том распадке ждет, а не в этом. И охотники знали, что дедушка не ошибается. Кстати, во сне для шамана, как, впрочем, и для обычного человека приходит нужная информация, подсказка. Надо только правильно ее применить.

– Шаман может кого-то приворожить, навести порчу, как это нередко делают маги, колдуны?

– Как правило, люди обращаются с просьбой «побрызгать» на дорогу, на удачное проведение какого-то мероприятия. Почему «побрызгать»? Потому что, когда шаман обращается к духам, он их угощает – брызгает вверх молоком, водкой или чаем. Кстати, когда я работал в Крымской миссии нетрадиционной медицины, предупреждал пациентов, что они общаются с представителем шаманизма и буддизма. И просил их рассказать о своих предках. Так как часто проблемы детей оттуда идут. И что интересно, у многих бабки- дедки были знахарями, а то и колдунами. К сожалению, сегодня увеличивается отрыв человека от его родовых корней, истоков рода. А надо хотя бы раз в год съездить туда, где родился, посетить могилы предков. И везде оставить маленькие знаки внимания – монету, печенье, конфету, повязать на дереве ленточку или тряпочку.

– Современный шаман – насколько он не тот, что был в прошлом?

– Чаще всего это современный человек, с высшим образованием, имеющий светскую работу. Но при этом он шаман, с несколькими поколениями шаманствовавших предков. Вот, например, – показывает фотографию,– итальянский шаман, профессор одного из университетов, приезжал на Международную научно-практическую конференцию «Культурные связи древней Сибири и Америки. Проблемы, исследования, гипотезы», одним из организаторов которой был и я. Но, главной темой этого форума ученых стала «Историческая судьба азиатского шаманизма и его место в нашей реальности». А это, – показывает фотографию женщины в национальной одежде, – монгольская шаманка Сумья, бывшая балерина, академик государственного Улан-Баторского университета. Кстати, в Бурятском университете создали Центр изучения шаманизма.


Елена Озерян
Фото автора