Как везло солдату Шадрову – на войне и после

Он спасся от расстрела, выжил в горящем танке, не погиб под шквальным огнем
 
Сегодня в Джанкое живут 67 участников боевых действий Великой Отечественной войны, пять из них участвовали в освобождении Крыма. Среди них полковник Василий Шадров – солдат Великой Отечественной.
 
Судьба хранит его всю жизнь, считает 86-летний житель Джанкоя, ветеран Великой Отечественной Василий Сергеевич Шадров. Он считает, что ему везло и на награды – спорный момент: ордена и медали, тем более боевые, так просто не дают. А вот по поводу везения…
 
Когда фашисты оккупировали Крым, семья Шадровых жила в маленьком селе Конек Джанкойского района. Старшие братья 15-летнего Василия сражались на фронте, он старался помочь родителям по хозяйству. Немцы село обходили, поскольку рядом действовали партизаны.
 
– Однажды прямо за селом сел советский самолет, случилась какая-то поломка, – рассказывает Василий Сергеевич. – И я, подросток, решил помочь летчику, стал носить ему еду. Кто-то донес фашистам, и меня схватили. Отправили в концлагерь на территории совхоза «Красный» под Симферополем. Его называли лагерем смертников. Ежедневно расстреливали по 100 и больше человек. Пришла и моя очередь…
 
Тогда ему впервые повезло. Когда группу арестантов, в числе которых был Вася Шадров, гнали на расстрел, охранник пожалел тщедушного мальчишку, выдернул его из общего строя и велел бежать прочь. Василий мчался со всех ног, а позади слышались автоматные очереди у рва, где проводились расстрелы. Спустя двое суток пешком добрался домой.
 
В апреле 44-го началось освобождение Крыма. 18-летний В. Шадров, как и его сверстники, был мобилизован в действующую армию. В составе 696-го полка 383-й механизированной дивизии очищали южнобережье Крыма от врага. Боевые части двигались спешно, фашисты торопливо отступали. На подступах к Севастополю стало очевидным – противник готовится стоять насмерть. Самую мощную полосу обороны враг соорудил на склонах Сапун-горы.
 
– То, что нам, новобранцам, едва научившимся стрелять, довелось пережить при штурме Сапун-горы – не описать словами, – продолжает рассказ Василий Сергеевич. – Под сплошным огнем и градом пуль, по трупам однополчан рвались к высоте. Много тогда полегло моих сверстников, необученных и необстрелянных. Меня ранило в ногу, с поля боя выволокли санитары…
 
Тогда, считает ветеран, ему снова повезло: из новобранцев в живых остались единицы. А он подлечился в госпитале и отправился добивать врага, освобождать от гитлеровской оккупации страны Западной Европы. На груди засверкала первая награда – медаль «За отвагу», полученная за штурм Сапун-горы, который позже назовут одной из главных героических страниц Великой Отечественной войны.
 
Окончил курсы механиков-водителей танка, сел за штурвал Т-34. Когда до Берлина оставалось всего 50 километров, их танк подбили. Погибли все члены экипажа, кроме механика-водителя Шадрова. Ему снова повезло. Правда, с тяжелым ранением в голову попал в госпиталь, там встретил известие о Великой Победе.
 
После войны окончил Киевское танково-техническое училище, и в звании лейтенанта вернулся в родную часть. Казалось, на всю жизнь связал себя с армией. Но в 1961 году Шадрова демобилизовали – во время учений в горах, танк, в котором находился Василий Сергеевич, перевернулся. Экипаж погиб. А его по-прежнему хранила судьба…
Комиссовавшись, он приехал в Джанкой. К тому времени Василий Сергеевич был женат, родилась дочь, потом сын. Работал в автобусном парке, преподавал автодело в школе №6, потом – в ДОСААФ. Отсюда ушел на пенсию.
 
Сегодня ветеран войны Василий Сергеевич Шадров вместе с женой живет в небольшой двухкомнатной «хрущевке». Его часто приглашают выступать перед школьниками, на митингах. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, Василий Сергеевич охотно отзывается на приглашения. И каждый раз с особой гордостью надевает свой военный китель с многочисленными наградами, среди которых – ордена Красной Звезды, Отечественной войны, Славы, медали за боевые и трудовые заслуги.