Какого цвета ярость?

В Симферополе, в арт-центре «Карман», открылась выставка работ 12-летнего Данилы Нестерова. Из-за болезни он общается с миром с помощью красок

С Данилой Нестеровым и его мамой Вероникой «редакция» по­знакомилась в прошлом году, о чем и рассказала в статье «Сказки об аутизме: между шизофренией и гениальностью?» (28.11.2012). Диагноз «аутизм» он получил в двухлетнем возрасте. С тех пор жизнь семьи, в первую очередь Вероники Нестеровой, подчинена особым условиям существования: с ребенком, который почти не говорит и плохо слушается, нужно быть 24 часа в сутки. Неожидан­но способом общения Данилы с внешним миром стало рисование.

Стандартные альбомные листи­ки, развешанные по стенам арт- центра «Карман», изукрашены раз­ноцветными пятнами, черточка­ми, разводами. Один из рисунков изобилует черным цветом. Это - ярость, поясняет работу Вероника Нестерова:

- Ему было очень плохо, он был злой. Я ему предложила: нарисуй. Даня сел, нарисовал и, самое удиви­тельное, успокоился, расслабился. Потом я предложила ему нарисовать радость. Он отказался, и тогда я схи­трила: мы только пришли с роликов, и говорю - нарисуй ролики. И полу­чилась вот такая яркая картинка.

К слову, Вероника, а ей сорок лет, катается на роликах вместе с сы­ном.

 - Глядя на меня, другие мамы подходят и говорят: какая вы моло­дец! А я не боюсь ничего. Все, че­го я боялась, уже свершилось, что может быть страшнее неизлечимой болезни твоего ребенка?

Вероника показывает другой ри­сунок с разноцветными пятнами. Основной материал - гуашь, есть несколько акварелей, но это не са­мый любимый материал.

 - С одной стороны, хочется при­учить его рисовать что-то опреде­ленное, - продолжает Вероника экскурсию по первой выставке сво­его сына. - С другой стороны, не хочется, потому что я не знаю, что он рисует, но ему после этого хоро­шо. Что еще нужно маме? Для меня это некий мостик. И есть люди, ко­торые в этом что-то находят, что-то видят.

Нечто, а именно гармонию, уви­дела в рисунках Данилы Нестерова одна из первых посетительниц вы­ставки Настя Киселевская.

- Страшно и красиво одновремен­но, - делится впечатлениями девуш­ка. - Вроде бы ребенок не может об­щаться с внешним миром, но в цвете все настолько гармонично подобра­но, есть ощущение цвета человека не творческого, а гениального. Очень бы хотелось пообщаться с этим ребен­ком. Взять краски и посидеть рядом, может, получился бы какой-то диа­лог. Да я уверена, что получился бы!

Кстати, Вероника Нестерова то­же стала брать уроки рисования. Но не столько, чтобы говорить с Даней на одном языке, а чтобы снимать стресс. О том, как нелег ко находиться рядом с ребенком, боль­ным аутизмом, она нам рас сказывала еще год на зад. За это время ни­чего поч­ти не из­менилось.

Хотя, нет, ведь Даня начал рисо­вать. А еще его перевели в другую школу, где ребенок по­лучил возможность ходить на физкуль­туру: в предыдущей школе, по мнению администрации, пре­пятствием был его диагноз.

- Один раз он с детьми с продленки бегал-бегал, потом они вместе висели на брусьях, - рас­сказывает со слезами на глазах Вероника. - Я даже не стала подходить, смотрела издалека, и то, что я испытывала - это не передать. То есть в этом возрасте можно менять детей. Можно им показывать, что аутисты - обыкновенные люди.

Одноклассники Дани, который учится по индивидуальной програм­ме, но часто приходит в школу, и не только на физкультуру, написали ему пожелания. Эти листочки тоже есть на выставке. На одном из них четвероклассница Оксана написа­ла: «Даня, мы с огромной душой хо­тим помочь тебе! Я очень хочу, что­бы эта глыба сошла с тебя!»

.

.

фото превью: Рисунок Данилы. Так выглядит ярость.

 2 декабря. Арт-центр «Карман» в Симферополе. Вероника Нестерова показывает одну из самых светлых работ сына. По ее мнению, Данила изобра­зил сказочных персонажей.