За что поэты любят Старый Крым

Маленький городок у подножия горы Агармыш на Феодосийской трассе имеет 9 тысяч жителей и 7 музеев. «редакция» заинтересовалась феноменом этого места: что притягивало сюда талантливых людей?

Старый Крым известен тем, что там находится единственный мемориальный дом-музей Александра Грина. Там же он и похоронен, рядом с ним жена, Нина Николаевна, а также могилы поэтессы Юлии Друниной , ее мужа сценариста Алексея Каплера («Полосатый рейс», «Человек-амфибия»), поэта Григория Петникова. Они тоже жили в Старом Крыму, как еще с десяток известных и не очень деятелей культуры. На днях в городе открыли Дом поэта в память еще об одном интересном и талантливом человеке – Леониде Вышеславском. Нам показалось, что такое стечение имен отнюдь не случайно. 

Ирина Вышеславская: город не меняется

Старый Крым действительно старый, здесь жили в неолите, имеет место надгробная плита с надписью на древнегреческом, датируемая вторым веком нашей эры. Расцвет города пришелся на средние века, когда он недолго именовался Солхат. В 1927 году открыли противотуберкулезный санаторий, работает до сих пор.

Сейчас Старый Крым перерезают несколько центральных улиц. Домишки в основном одноэтажные с редкими вкраплениями зданий коттеджного типа о двух этажах и яркой побелки. В этом отношении выгодно выделяется дом в бело-серых тонах по улице Розы Люксембург № 72, в котором открылся Дом поэта Леонида Вышеславского.

Это не музей ни по статусу, ни по духу: слишком живой у него формат, формат культурного центра. Его создавали дочь и внук поэта, Ирина и Глеб Вышеславские, чтобы сохранить поэзию и память о фамилии. Они оба художники, поэтому все в усадьбе, - будь то мощеный плиткой двор или элементы экспозиции, - выполнено со вкусом. Старые деревья изюмерика и синапа, растущие рядом с молодым дубом, дополняют общую атмосферу художественности. 

Открытие Дома поэта проходило в форме творческой встречи с чтением стихов. Центром действа была Ирина Леонидовна, 74-летняя уроженка Киева, 20 лет живущая во Франции и любительница Старого Крыма. На просьбу «Газеты» охарактеризовать, что для нее этот крымский городок, она ответила так.

- История и поэзия для меня два самых важных момента. Здесь все это чувствуется. Мне очень нравится то, что Старый Крым практически не меняется. Коктебель (Ирина Леонидовна говорит с иностранным акцентом: КоктебЭль) изуродован, туда даже не хочется ехать. Здесь все как было, так и есть, мне так это нравится. 

- Нет идеи тут поселиться?

- Так мы уже поселились, - ответствует Ирина Леонидовна. - Дело в том, что мы живем в нескольких местах – на Франции и в Украине. Но в Украине наш дом здесь, я считаю. Киев тоже изменился, нам здесь больше нравится, мне и мужу. 

Глеб Вышеславский: город-загадка 

Дом поэта из Старого Крым – это и Дом художников: с выставкой работ Ирины Леонидовны и уникальной мастерской. Чего там только нет! Помимо полотен на стенах, резная деревянная ширма со слониками, офортная машина, вазы, старинные предметы быта и ремесла… 

- В мастерских это часто случается, что появляются такие спонтанные натюрморты, - объясняет Глеб Леонидович. - Нужно, чтобы нравилось работать, это необходимое условие. Это было в традиции художников 19 века. 

Внук поэта приезжает в Старый Крым последние пять лет, когда удалось приобрести дом на ул. Розы Люксембург. 

- Я попал в Старый Крым, потому что дедушка сюда ездил, и меня однажды взял, я был еще школьником. Почему он сюда ездил? Здесь жил Петников, здесь жила Голова, редактор первой книги дедушки. Здесь есть какая-то тайна, почему сюда съезжаются, и она не может быть разгадана. Хорошо, что есть тайны. 

Глеб Леонидович живет с семьей в Киеве, имеет полиграфическое образование и работает в Институте проблем современного искусства Национальной Академии искусств Украины. В Старый Крым приезжает раз в два месяца, на несколько недель и с большим удовольствием. 

- Здесь очень хорошая тишина, здесь другой ритм, спокойно. Очень хорошо, что рядом Агармыш. Захотел – пошел, до вершины полчаса. Я любитель гор, с тех пор, как дедушка меня брал на Карадаг. Я вижу, что Старый Крым – это как бы Коктебель, каким он был в 70-е годы, по обстановке, по ситуации на улицах. Правда, без дома творчества, но ничего, значит сохранится дольше. Потом здесь замечательный воздух, кроме нескольких часов вечером, когда зачем-то жгут мусор. Но я надеюсь, что когда-нибудь это решится. 

И действительно, в какой-то момент неизвестно откуда потянуло горящим целлофаном, и старинный Старый Крым сразу осовременился. 

Наталья Шемплинская: дух и природа

Директор Дома поэта Леонида Вышеславского – Наталья Григорьевна Шемплинская, коренная жительница Старого Крыма. По образованию филолог, до этого работала в городском литературно-художественном музее. Задали мы и ей вопрос о притягательной силе Старого Крыма, в чем она?

- Дух, природа, - ответила Наталья Григорьевна.

- Может, все началось с Грина?

- Трудно сказать, жизнь так складывалась. Грины приехали в Феодосию, потому что Нина Николаевна решила его увезти подальше от богемной жизни, считая, что он там погибнет. В Феодосии в 20-е годы жизнь была дорогая, сложная, и они искали место подешевле. Кто-то посоветовал Старый Крым. Они приехали на гонорар, который ему с трудом удалось выбить за книгу «Блистающий мир». Грины прожили здесь лето в доме Марии Васильевны Шемплинской и Августина Фомича, моих дедушки и бабушки. 

Вот такие у Натальи Григорьевны литературно-родственные связи. Да и к нынешнему явлению в Старом Крыму семейства Вышеславских она имеет прямое отношение: владельцем приобретенной ими усадьбы был ее дядя - Игорь Сократович Ляхов. Он был директором одного из коктебельских пансионатов, в котором выступал Вышеславский, после чего завязалась их дружба. А еще у Игоря Ляхова были французские корни.

- Когда муж Ирины Леонидовны, Жан-Пьер узнал, что предки семьи Ляховых приехали сюда еще до революции из Эльзаса и занимались здесь виноделием, он стал привозить вино из Эльзаса. Мы им как раз вас и угощаем, это божоле.

А я-то решила, что это наше каберне. Кстати, в усадьбе частично сохранились винные подвалы, похоже, 100-летней давности. Но основную часть перестроили, нарастили стены, перепланировали комнаты, в которых разместили массу фотографий, коллажей, появился и мемориальный кабинет Вышеславского с пишущей машинкой поэта, лампой, коллекцией бабочек, которую он собирал. Кстати, в Киеве, где долгие годы жил поэт, есть только памятная доска. Там создать музей оказалось довольно сложно и хлопотно. 

Народная идея: источник Пантелеймона

На открытие Дома поэта Леонида Вышеславского приехала «группа товарищей» из Киева с поэтом и издателем Дмитрием Бураго во главе. В его издательстве вышли все произведения Вышеславского. После окончания торжеств мы вместе с киевлянами отправились на поиски источника Пантелеймона, о котором они были наслышаны и захотели набрать там воды. Местные жители подсказали дорогу и, немного попетляв, мы выбрались за городскую черту.

И оно того стоило! Источник святого Пантелеймона с колокольней на холме и купелью представил завораживающую картину, подсвеченную заходящим солнцем. Несколько жительниц Старого Крыма набирали воду, сетуя на ее отсутствие в водопроводных кранах. Но ее ценность, конечно, совершенно в другом. Киевляне припали к источнику, умываясь и набирая бутылки, и все мы единодушно решили, что загадка Старого Крыма в этом источнике. Территория вокруг засажена лавандой, травка скошена, зеленеют березы и елочки, колокольня нарядно выглядывает из-за листвы. Сказочное место! А тут еще один старожил давай нам расписывать, какие в Старом Крыму яблоки, так и захотелось поселиться, не взирая на отсутствие газа и перебои с водой. 

На одном из домов попалось объявление о продаже дома: 23 тысячи долларов, торг уместен. Поторговаться что ли?

К сведению
Город 7 музеев и горы республиканского значения

В Старом Крыму находятся:

литературно-мемориальный дом-музей Александра Грина;

литературно-мемориальный дом-музей Константина Паустовского (создан в 2005 году по частной инициативе);

этнографический музей, посвящённый культуре крымско-татарского народа;

литературно-художественный музей;

музейная экспозиция в монастыре Сурб-Хач — посвящена истории монастыря;

музей старокрымского санатория;

музей школы-гимназии № 1;

горный массив Агармыш - памятник природы республиканского значения.

Знал Волошина и Пастернака

Леонид Вышеславский (1914–2002) – выдающийся советский и украинский поэт, литературовед, переводчик, педагог. В одиннадцать лет Леонид Вышеславский написал первое стихотворение – «Природа» под впечатлением пребывания летом на Карадагской биостанции, где работал отчим. Учился рисованию у Максимилиана Волошина, был знаком с Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Николаем Асеевым, Миколой Бажаном и др. В 1938 году окончил филологический факультет Киевского университета. В 1941-м ушёл на фронт, работал в армейских редакциях, дважды был тяжело ранен. В 1948 году Вышеславский стал редактором журнала «Советская Украина» (с 1963 года – «Радуга»), который возглавлял до конца жизни. Умер при таинственных обстоятельствах, похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Алена Попова

Фото автора 

На фото:Ирина Вышеславская (справа) на открытии Дома поэта в Старом Крыму беседует с Натальей Арендт, праправнучкой симферопольского врача Николая Арендта.