Когда штаны стоили, как платяной шкаф

Мы носим их 140 лет: в 1873 году Ливай Стросс запатентовал первые в мире джинсы. «редакция» отметила этот юбилей, расспросив крымчан об их первых джинсовых штанах

Для советского человека джинсы были не просто модной одеждой. Это был показатель того, что ты «продвинутый», богатый, чтоты можешь «достать». «Ли», «Ливайсы», «Ранглеры» в 70-80-е продавались в валютных и у фарцовщиков, за 250 рублей, почти две зарплаты. Сегодня их продают по 250 гривен, это десятая часть зарплаты, и почти у каждого их три-четыре пары. Но почти каждый, родившийся до перестройки,помнит, как появились у него самые первые. Этот материал, скорее, не для них, а для молодежи, в чьем понимании джинсы - просто вещь. Остальным же будет приятно вспомнить...

Едва ли еврейский эмигрант, гражданин США Ливай Стросс, изо­бретая штаны для фермеров, знал. какую революцию в мире моды он совершит. В 1873 году Стросс по­лучил патент на производство «ра­бочих комбинезонов без бретелей с карманами для ножа, денег и ча­сов». Уже тогда они были синие, с двойной строчкой и пятью кармана­ми. Стоили $1,46.

А в Москве, 84 года спустя, - две­сти рублей. В столицу джинсы впер­вые «приехали» на студентах, на Всемирный фестиваль молодежи. И как все импортное, тут же стали мечтой молодого советского чело­века. Но, увы, их могли купить только избранные - советская власть сочла джинсы признаком буржуазного ми­ра, и если австрийские сапоги еще иногда «выбрасывали», купить джин­сы можно было только с рук.

В середине 60-х в стране откры­лись валютные «Березки», а в Крыму - «Каштаны», в них за боны и валю­ту продавали модные шмотки, в том числе и джинсы. Правда, боны тоже надо было где-то достать, их давали только тем, кто ездил в загранкоман­дировки, в обмен на валюту, поэто­му отоваривались у фарцовщиков.

В Ялте фарца крутилась в районе рынка, гостиницы «Ореанда», и, ко­нечно же, в районе порта. «Рангле­ры» у них стоили 150 рублей. Это были бешеные деньги, учитывая, что журналист, например, получал в ме­сяц 90 рублей. Джинсы обязательно должны были «стоять» и протираться на сгибах. Проверяли это спичкой - если она, потертая о штанину, сине­ла, значит, трущиеся. Нетрущиеся, их называли «техасами», обесцвечивали хлоркой и заново красили - говорят, помогало.

В 70-х со стилем хиппи пришла мо­да на джинсы-клеш. Их по-прежнему продавали в валютных, а еще моряки: почти каждый, кто ходил в загранку, привозил джинсы фарцовщикам. Депутат ВС Крыма Леонид Пилунский, служивший тогда на флоте, привез джинсы только себе и жене.

- Джинсы можно было купить в Симферополе на «туче», но лучшие были в Севастополе. Правда, и там бывали подделки от симферополь­ских умельцев. Поэтому ценители старались покупать у тех, кто ходил в загранку. Я в 1971 году пошел в первый рейс и привез себе «Ли», а жене «Ливайс» (так называют «Леви Штраусс». - Авт.). Тогда ни у кого в Крыму таких не было, я за них все деньги отдал! Стипендия была 35 рэ, а они стоили 200 минимум. Апотом у меня их украли: поехал на мотоцикле в Соколиное на турбазу «Орлиный залет», джинсы лежали на седле. Я их собирался надеть в обратную дорогу, в сочетании с красным шлемом, джинсовой курт­кой и белым шарфиком смотрелось так, что девчонки писали кипятком, господи прости! Так вот, никого из чужих рядом не было, а джинсы ис­чезли. Жена сказала: а нечего бы­ло выпендриваться. Она тогда меня ждала с маленьким сыном в Сева­стополе.

В 80-е власть, осознав, что борь­ба «с этой буржуазной мерзо­стью» проиграна, пустила джинсы на прилавки. В симферопольском ЦУМе продавали болгарские «Рила», польские «Одра» и, конечно, индийские «Милтоне»: те, что с ти­гром на кожанке - чуть покруче тех, что со слони­ком. «Фирму» по-прежнему продавали фарцовщики. Тайно, за фарцу сажали.

Жительнице Симферополя Та­тьяне Борисовской в 80-е было 30, джинсы она покупала у фарцов­щиков на Центральном рынке. Постоянные покупатели знали их в лицо и подходили сами. Фар­цовщики тоже наблюдали за тол­пой, выбирали человека, который выглядел обеспеченным, и тихонь­ко предлагали: «Джинсы нужны?» Дальше надо было пройти за угол и получить товар. Самые крутые были «Монтана» и «Ливайс», стоили при­мерно 220 рублей. Синие, без по­тертостей.

Ни о какой примерке речь не шла. Велики - ушивали, малы - набирали ванну, влазили и носили несколько дней, пока не растянутся.

В 90-е в моду вошли «варенки», фасон «бананы». Все поголовно но­сили джинсы «Мальвина». Были та­кие и у меня, и хоть они уродовали фигуру и стояли колом, радости не было конца! Потом я свои первые джинсы перешивала, носила лет 10, и хоть бы потерлись. Ткань тогда бы­ла - не чета нынешней.

В двухтысячные в моду снова вошли клеш. С конца нулевых носят что угодно: галифе, скинни, зуавы, трубы, на учебу, работу и в театр. Джинсы уже не признак принадлеж­ности к элите, просто удобная одежда. У меня в гардеробе около шести пар, на все случаи жизни. А первые «Мальвины» перешиты в по­ходный мини-рюкзак. 

на фото: Симферополь, 1982 год, в ЦУМе тогда уже начали продавать джинсы - индий­ские «Милтон» и «Рила». Они считались не такими крутыми как «Ли», но и за этими штанами стояли большие очереди

Колумб ходил под джинсо­выми парусами

Слово «джинсы» образовалось на базе американизма jeans. Jane от слова «Генуя», где делали краситель для джинсов и генуэзскую бумазею особого переплетения, а деним - от города Ним во Франции, где делали прочные ткани. Кстати, паруса у Колумба, когда он шел на Индию, были из денима. Штаны из денима, парусины (их называли дженес) европейцы носили еще за сто лет до того, как их запатентовал Ливай Стросс. Но именно он придумал шить их такими, какими они дошли до нас.

Какие у вас были первые джинсы?

Рустам ТЕМИРГАЛИЕВ, вице-премьер Крыма, 37 лет:

Помню, как в 6-м или 7-м классе Перевальненской школы,у моего одноклассника, Димы Пахалюка, появились первые джинсы. Весь класс ему завидовал!

В те времена, а это был 88-й или 89-й, их везли семьи 

военнослужащих из ГДР.Ну, а через пару-тройку лет первые джинсы появились и у меня - польские, кажется, «Лэвисы». Радости не было предела! А теперь я все больше в костюмах, редко ношу джинсы.

Андрей ЛЮБАРСКИЙ, психолог.46 лет:

Первые у меня были в 14 лет, синие «Милтоне», индийские. Не помню, купили мне их в Симферополе или привезли, но они недорогие были. В школу их носить запрещали, студенты иногда носили и периодически за это «попадали». До сих пор люблю джинсы, правда, как андролог и любитель свободы для всех частей тела предпочитаю не очень обтягивающие. У меня 5-7 пар, черные и светлые, только синие не люблю, надоели.

Ольга К0НДРАШ0ВА, начальник пресс-службы крымского главка МВД, 43 года:

Свои первые помню, как вчера,они появились у меня в далеком 1982 году, мама привезла из командировки в Лас-Пальмас. В сочетании с голубой шелковой блузкой, привезенной оттуда же, я казалась себе неотразимой! Сейчас джинсы ношу редко, работа требует официально-делового стиля. Но джинсы очень люблю, особенно темно-синюю классику с высокой талией.

Злата ЦИРЦЕНС, художник по костюмам:

Смешно, но я надела джинсы только три года назад. Они у меня единственные, темно-синие классические. Никогда не носила
готовую одежду, а эти купила для выхода на поклон - на сцене было столько всего, что прибавить нечего. Я надеваю джинсы, когда хочу, чтобы на меня не обращали внимания, меня в них никто не узнает. Но вообще, да, всю моду XX века сделали джинсы и маленькое черное платье. Просто я всегда на стороне платья. Сейчас отсутствие джинсов в гардеробе - уже стиль. Например, Рената Литвинова.