«Всем, что имею в жизни, я обязан газете»

Так утверждал Василий Песков. Кто-то запомнил его по программе «В мире животных», другие за то, что нашел в тайге семью Лыковых. А он просто – великий журналист 

Василию Михайловичу Пескову было 83, он скончался в Москве 12 августа после продолжительной болезни. Новость быстро облетела просторы всего бывшего Союза, и у каждого, от коллег до читателей, есть, что сказать об этом человеке.

Для меня Василий Михайлович, это прежде всего автор «Окна в природу», рубрики, которая на моей памяти была постоянной в «Комсомольской правде». Ничего сверхъестественного он, выходец из воронежской глубинки с десятилеткой за плечами не рассказывал. Все решал стиль и особая, «песковская» тональность. Вот и последний очерк посвящен воробьям, и начинается он абсолютно в духе Пескова: «Помню морозное утро. В приоткрытую форточку утекает наружу струйка тепла. Кто это приспособился, греется? Тихо отвожу в сторону занавеску. На ветке у форточки сидит воробей»... 

Журналисту нужно уметь видеть. А он умел, и все свои материалы иллюстрировал сам. Коллеги вспоминают, что также самостоятельно он готовил макет предпоследней полосы «Комсомолки», на которой со своими «окнами» публиковался без единого простоя. Даже, когда четыре года назад, журналист вышел из строя из-за инсульта, рубрика продолжала действовать: шли материалы из портфеля, которые Василий Песков приносил сам, потеряв речь, но оставаясь патриотом своего читателя. Наталья Барабаш, редактор еженедельной «толстушки» «КП» об этом времени вспоминает: «А он сделал невероятное. Занимался, развивал речь, разрабатывал пальцы... И снова стал писать! Его «Окна» открывались одно за другим...»

Именно об этой рубрике прежде всего вспоминает и читатель «Комсомолки», Владимир Константинов, который к газетному некрологу оставил свой комментарий: «Честно признаюсь: покупал «Толстушку» исключительно из-за очерков В. М. Пескова. Традиция такая личная, многолетняя: что бы ни случилось, вечером в пятницу — Песков! Правильно тут написал кто-то — «мостик в детство». Но ведь это ещё и замечательная, редчайшего качества, проза! Еженедельная «доза прозы». 

Кстати, как когда-то поделилась наш преподаватель русского языка Светлана Григорьевна Чернобривец, тексты своих диктантов она брала преимущественно у Пескова. Возможна ли лучшая оценка его писательского труда? 

«Шаги по росе» (1963), книга очерков, за которую в свои 34 года он, единственный из журналистов(!) получил Ленинскую премию. Еще – «Таежный тупик» (1990), история о потрясающей находке в центральной Сибири хутора с семьей староверов Лыковых. Эта была настоящая сенсация тех лет, новый взгляд на нашу жизнь. 

Список героев публикаций Пескова обширен, но красное место в нем следует отдать первому космонавту – Юрию Гагарину, у которого первый журналист СССР, взял первое интервью, 13 апреля 1961 года. Это и по сегодняшним меркам – супер-оперативно, учитывая, что запуск Гагарина в космос держался в строжайшей тайне. Охоте за героем предшествовал целый редакционный план, затем погоня в духе папарацци, и в результате космонавта застигли в Куйбышеве, где он отдыхать после полета. Позже Василий Михайлович вспоминал о встрече в бильярдной на одной из дач:

«Нужен снимок! Не портрет. Портрет все уже видели. Надо в каком-нибудь действии. Лихорадочно соображаю: что же может делать космонавт в этом зале?

– Юра, играете в бильярд?..

– Давайте... – И опять улыбка.

Игры-то, понятное дело, не было. Минут десять потолкали шары. Потом, схватив камеру, я снимаю, совсем неуверенный, что снимки получатся (в люстре горели три слабенькие лампочки). Уже имея опыт фотографа, из бильярдного стола я «выжимал» все что можно. Крупно – шар! Он – как Земля... Мою творческую фантазию прервали два медика:

– Ну, наверно, уже довольно? Пойдем, Юра, пойдем...

И они пошли наверх. На середине лестницы майор оглянулся и подмигнул двум пьяным от радости журналистам: дескать, мы еще встретимся...»

Василий Песков завещал свой прах после кремации развеять над Воронежем, откуда начинался его журналистский путь в газете «Молодой коммунар». Как выяснилось, она продолжает существовать и в этом году отмечает 95-летие. Однако, как сообщил главный редактор газеты Денис Пименов, издание переросло в информационный портал с модным называнием «РИА Воронеж», на электронных страницах которого 13 августа одной из первых была весть об уходе знаменитого земляка. Мы полюбопытствовали, как Денис Пименов относится к таким переменам современной журналистики.

– Я считаю, качественный блогер не противоречит журналисту, – говорит главред «Молодого коммунара». – Другое дело, что появляются псевдо-блогеры, основная задача которых работать на рейтинг, на раскрутку определенных тем. Им совершенно все равно, о чем писать. Но средства передачи информации меняются и нужно идти в ногу со временем, однако в основе всего – профессиональная, качественная, ответственная журналистика. 

Вот ее то образцом и останется в народной памяти Василий Михайлович Песков.


На фото: Василий Песков на «фото-охоте». Говорят, он до последнего снимал пленочным «Никоном». В 2011 году выпустил книгу «Любовь — фотография: что, где, почему и как я снимал».

(фото: vmdaily.ru)