Время на «Щуке» остановилось в марте 44-го

Водолазы нашли в районе Тарханкута советскую подлодку, 70 лет числившуюся пропавшей без вести. Шесть из семи ее отсеков остались сухими

А значит, там все выглядит почти так же, как 70 лет назад, когда подводная лодка с 47 членами экипажа пропала без вести, - надеются в Рескоме по охране культурного наследия. Субмарину нашли водолазы Черноморского центра подводных исследований, проводившие рядовое регламентное погружение. Теперь лодку планируют поднять и превратить в памятник, а погибших моряков перезахоронить.

– Стоит ровно на киле, почти не зарывшись в песок, целая, на месте даже орудия! - Водолаз Михаил Шевчук своими глазами видел и своими руками прикасался к истории, залегшей на дно Черного моря. Сотрудники созданного в августе прошлого года республиканского учреждения «Черноморский центр подводных исследований» не были в этот день в экспедиции и ничего целенаправленно не искали. Но погрузили телеуправляемый аппарат «Софокл» и увидели на дне какие-то очертания. Оказалось, что это подводная лодка типа «Щука» проекта III, затонувшая в марте или феврале 1944 года.

– Мы узнали это, связавшись с центральным морским архивом Российской Федерации, - рассказывает «Газете» первые эксклюзивные подробности о находке председатель рескома по охране культурного наследия Людмила Опанасюк. - Номер лодки («Щ» 216) указан у нее на борту. В архиве сообщили, что судно числится пропавшим без вести, на нем было 47 человек, в понедельник нам пообещали передать списки погибших с адресами их родственников. Так что вполне возможно, что останки подводников будут захоронены на родине. 

А из «Щуки», когда ее поднимут на поверхность, сделают памятник или уникальный музей. Поднять ее, по словам руководителя ЧЦПИ Сергея Воронова, будет несложно как раз потому, что водой заполнен только один отсек. По этой причине историки надеются, что в других отсеках все так же, как в момент гибели экипажа и мы узнаем, что именно происходило на подлодке. Особенно интересно, почему она, внешне не поврежденная, затонула — подводные лодки типа «Щ» обладали повышенным запасом плавучести! Одна из «Щук» например, в 1943 в Финском заливе запуталась в двух линиях противолодочных сетей, попала под обстрел кораблей и самолетов, берлинское радио уже сообщило о ее потоплении, а она вернулась на базу.
– А вы уверены, что нет пробоины, может, ее пока не видно? Скорее всего, потопили ее, - «редакция» попросила назвать возможные причины затопления капитана 1 ранга Анатолия Югова, командовавшего в 90-е отдельным дивизионом подводных кораблей ВМС Украины. - Иначе очень трудно утонуть — задраили верхний люк и все, если она герметична, она будет держаться. Появилась пробоина — задраивают этот отсек, скидывают балласт — это называется борьба за живучесть. Разв что кто-то открыл верхний люк или они глубоко въехали в ил? Но и в таких ситуациях ребята раскачивали корабль, выбирались. Странно... И еще вопрос, что она делала в Черном море - «Щука» это корабль для Балтийского флота. Так что вся надежда на бортовые журналы — я теперь подъема этого корабля сам с интересом жду. 

Первую подлодку построили еще при царе

– Одна из первых подлодок Российской империи тоже называлась «Щука». Она была заложена 10 мая 1904 года на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге и могла погружаться на 30 метров, на ней апробировали опыт подледного плавания. После погружения на чистой воде «Щука» заходила под тонкий лед, разрезая его перископом. В 1918 году разобранную «Щуку» в Ревеле захватили и разделали на металл немецкие войска.

– Первую такую «Щуку», как та, что обнаружили у Тарханкута – с торпедно-артиллерийским вооружением, автономностью 20 суток, способную погружаться на 90 метров – заложили в 1930 году. Одна из лодок этого типа носила название «Воинствующий безбожник» — ее строили на средства добровольных взносов членов этого общества. Подлодки типа «Щ» были первыми в войну кораблями советского ВМФ, удостоенными ордена Красного Знамени, на их боевом счету 30% потопленного и поврежденного тоннажа противника. Советские подлодки других типов такого результата не имели.

– «Щукой» был назван и проект 671РТМ(К) – по нему были построены подлодки, ставшие основой атомного подводного флота России 1980-х годов. Их сменили субмарины проекта 971 «Щука-Б», которые натовцы называют «Акулами» 


Так выглядит «Щука» III. Фотографий затонувшей подлодки еще нет — аппаратура пострадала из-за давления воды.

Водоизмещение – 672 тонны

Длина  – 57 метров

Ширина наибольшая – 6,2 м
Число и мощность главных дизелей 2х600 л. с.

Скорость надводная 11,5 узлов, подводная 8,5 

Вооружение: четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, общий боезапас 10