Кравчучка: и в бронзе, и в масле, и в стихах

В Киеве установили памятник «Бабке с кравчучкой» – памятник временам, когда эта тележка стала кормилицей многих семей

Ей посвящают стихи и ставят памятники. Ее даже писали маслом... А она – всего лишь тележка, просто оказавшаяся в нужном месте в нужное время. История кравчучки началась еще в 80-х и продолжается по сей день. Она уверенно въехала в новые времена, поскрипывая своими двумя несмазанными колесами, и стала одним из символов нового общественного строя. Она взращивала стартовые капиталы для новорожденного украинского предпринимательства и кормила целые семьи.

Ей уже «тридцатник»

Возраст кравчучки перевалил за три десятилетия. За это время тачка практически не изменилась: она все такая же легкая, быстро складывается и на ней все так же лопаются ремни и разгибаются крюки. Только теперь все чаще на ней стоит надпись «Made in China».

«Это было в 1981-м или 1982 году, когда я занимался сооружением собственного дома, – рассказывал «Фактам» еще в 2004 году изобретатель кравчучки Алексей Сергеев, бывший инженер Киевского авиазавода. – До этого к строительству никакого отношения не имел – я был военным летчиком, затем инженером-авиаконструктором. Однажды на металлобазе попросил нарезать уголков, и рабочие взвалили мне на плечо тяжеленную связку этих железок. Я прошел с десяток шагов – и ноги подкосились, заработал смещение позвонков. С тех пор больше пяти килограммов поднимать мне уже было нельзя. Стал «кумекать», как при таком здоровье достроить дом. Вот и придумал тележку необычной конструкции. Она получилась легкой, компактной, но при этом на ней можно перевозить значительные тяжести».

От Киева до Екатеринбурга – и обратно

В Киеве тележку увековечили вместе с бабкой. Композиция так и называется «Бабка с кравчучкой» и стоит на Русановской набережной. Двухметровая бронзовая бабуля тянет за собой «символ эпохи», в которой лежит куриная тушка. По словам скульптора Анны Киселевой, бабуля сделана по «антивандальному» принципу – состоит из сварного листового металла, покрыта специальной краской и установлена на усиленной подушке.

Ранее кравчучку запечатлели в Славянске Донецкой области. Скульптура изображает мужчину с тележкой, на которой лежит сумка «мечта оккупанта», и еще с одной такой сумкой под мышкой. В заднем кармане сиротливо лежит диплом о высшем образовании...

В России челноки попали на постамент сразу в трех городах: Екатеринбурге, Благовещенске и, конечно же, в пограничном Белгороде. В первом и последнем скульптурном комплексе так же есть кравчучка. В Екатеринбурге тележкой скульптор «вооружил» типичных челноков – инженера и учительницу, одарив их стереотипной внешностью «совковой» интеллигенции.

Пожалуй, самый красивый памятник кравчучке стоит в белорусском городе Молодечно. Скульптура олицетворяет счастливую белорусскую студентку, которая только что прибыла в родной город, вернувшись с учебы на каникулы. Свои вещи она везет в сумке, установленной на кравчучке.

Так что география распространения украинской тележки, изобретенной авиаинженером, велика. «Обкатав» Европу, она вернулась в Киев и замерла рядом с обычной украинской бабкой.

Не кравчучкой единой

Изобретатель украинской тележки Алексей Сергеев, несмотря на авиационное образование, подарил миру не столько самолеты, сколько предметы обихода, которые были чуть ли не в каждой советской семье. Например, коляска «Мальвина» и стиральная машинка «Либiдь». Штамповали их именно на Киевском авиазаводе, который пытался остаться в живых в условиях «плановой экономики», а потом при крушении Союза. Спектр непрофильного товара, выпускаемого на авиазаводе, был широк и в большинстве своем принадлежал авторству Алексея Сергеева.

Кравчучка

На ринку жінка симпатична
Лаштує тачку чи візок.
Погодьтеся, картина звична:
Малого бізнесу зразок.
«Кравчучка», – хтось лукаво гляне,
А жінка по прилавку – грюк:
«Це – винахід мого Степана,
І ні до чого тут Кравчук!»

Вадим СКОМАРОВСЬКИЙ

Признак элитных челноков

Автор материала родился через несколько лет после появления кравчучки. Но вот его мама – Светлана Сергиенко, журналист, не стесняется рассказывать, как в свое время ездила «за бугор» с различным товаром.

– В советское время были похожие тачки, – рассказывает она. – Только они были очень тяжелые и ломались очень легко. Да еще и не складывались. Когда появились кравчучки, особой нужды в них не было. Они понадобились в 90-е, когда челночество приобрело массовый характер. Помню, тогда кравчучка стоила как две спортивные сумки. В общем-то, дорого. Но зато она существенно облегчала разгрузку и загрузку товаров. Тем более, что товары всегда возили разные и многое в сумках таскать неудобно. Мы возили в Румынию Польшу, Болгарию... Лучше всего шли шерстяные одеяла, российская водка, искусственные цветы и одеколон, который в Болгарии употреблялся вместо водки. Когда я только начинала ездить за границу, мы, чтобы погрузить все в автобус, становились в цепочку и передавали сумки друг другу. У нас была очень сплоченная группа. А с кравчучкой все делалось гораздо проще, что особо было нужно на границе.

На фото: Памятник челнокам в Белгороде. Кравчучка стала своеобразным символом представителей этого «малого бизнеса».