Людмила Рестенко - главный художник крымского театра кукол, которому исполнилось 75 лет, - рассказала «Газете», как делают игрушечных «артистов»
Заслуженный художник АРК Людмила Рестенко 17 лет занимает должность главного художника Крымского театра кукол. Но «играет в куклы» всю жизнь - с тех пор как окончила сначала Одесское художественное училище, а затем Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Именно она придумывает кукольный мир - как самих «героев», так и декорации, где они будут оживать. Что это будет за кукла? На ниточках, петрушечная или тростевая? Из глины, металла или мягких материалов? Без особого чутья не создать неповторимую сказочную атмосферу, в которую захочется поверить.
В кабинете у художника, как и положено, творческий беспорядок. Среди всякой всячины выделяется кукла с печальным лицом. Ярко-рыжие кудряшки, воздушное платье под старину, а за спиной - легкие крылышки.
- Это коллекционная кукла - «Ангел осени» (она недавно выставлялась в Симферопольском художественном музее наряду с другими декоративными изделиями крымских мастеров. - Авт.). Я сделала ее в тяжелый для нас период - когда заболел Борис Азаров (директор и художественный руководитель театра, скончался в феврале этого года. - Авт.), поэтому она получилась грустная, хотя это все же светлая грусть. Будет целая серия, которую я хочу сделать просто для себя, - поясняет Людмила Николаевна. - Сейчас планирую доделать «зиму» - обожаю это время года. Конечно, в отличие от театральных, рабочих кукол эта не требует спешки: я прорабатываю каждую деталь, вылепливаю каждый пальчик, фантазирую, какими будут глаза, волосы, платье, и, знаете, будто погружаюсь в уютный мирок. Совершенно не устаю от работы. Правда, «Ангела» уже надо починить - дети на выставке ей колечко сковырнули и ручку сломали, когда трогали... Такую куклу, конечно, следует хранить под стеклянным колпаком или в шкафу.
- Похоже, ваша профессия - это сплошной позитив?
- Ищешь вдохновение повсюду - в эпохах, образах, даже фразах... В творческой сфере должны царить любовь, фантазия. И куклы должны излучать только позитив, даже отрицательные персонажи не могут быть настолько страшными, чтобы испугать ребенка. Зло нельзя транслировать в мир ни в каком виде (Людмила Николаевна резко против современных игрушек и мультипликации, которые несут в себе символику смерти, автор поинтересовался. - Авт.). Потом нужно продумать детали, начиная с того, какой материал использовать при изготовлении кукол, и заканчивая общим видением сценического воплощения. Ну а дальше по моим эскизам начинают работать мастера художественного цеха.
- Создавая сказки для детей, нужно в какой-то степени самому быть ребенком?
- Душа художника должна оставаться детской, молодой, иначе ничего не получится, даже не будет интересно что-то делать. У нас в театре все люди другие, не бытовые, что ли... Те, кто вдруг решает уйти, потом все равно возвращаются. А есть такие, у кого единственная запись в трудовой книжке. Например. Георгий Николаевич Мартьянов (заслуженный артист АРК, работает в театре кукол с 1954 года. - Авт.), настоящий рыцарь сцены.
Дети какого возраста более восторженно воспринимают происходящее на сцене (спектакли рассчитаны на детей 4, 6, 9 и 12 лет, также есть постановки для молодежи и взрослых. - Авт.)?
- Более восторженно - самые маленькие, они даже кричат, стараясь помочь героям. Дети постарше воспринимают сказки не только эмоциями, они уже внимательно слушают, думают. Многие плачут - например, после «Каштанки». А взрослые часто уходят со слезами, посмотрев рождественскую мистерию «Бык, Осел и Звезда».
Технологии изготовления кукол изменились? Появилось что- то новое?
- Чем традиционнее изготовление, тем ценнее этот процесс. Возьмите мировые театры: китайский - это марионетка и теневой театр, сици- лианский - тяжелая кукла из дерева, которая двигается на тростях, перчаточные куклы... Все эти виды остались. Пожалуй, что-то новое за последние 50 лет - это планшетные куклы, то есть когда актеры не спрятаны за ширмой. Просто молодежь тоже хочет играть наравне с куклами и выходит на сцену. В нашем театре задействуются все типы кукол (репертуар насчитывает около 30 спектаклей. - Авт.), кроме теневых: там нужна специальная аппаратура (световой экран), приобрести которую мы пока не можем. Изменились разве что материалы: где-то дерево заменено пенопластом, вместо натуральной кожи - искусственная. Это облегчает куклу, делает ее долговечной и не такой дорогостоящей.
Сколько лет самой старой кукле в вашем театре?
- Некоторым уже по 25 лет исполнилось. Театральная кукла - это рабочая лошадка, она должна и 100, и 200 спектаклей выдержать. Мы с куклами бережно обходимся, храним в чехлах, в ящиках - это их домики. По мере необходимости чиним, реставрируем. А со временем их приходится «отправлять на пенсию». Нам бы музей! Чтобы родители с детьми могли и на спектакле побывать, и послушать историю этих кукол, рассмотреть их, потрогать...
По поводу игры актеров «в открытую». У вас это частая практика?
- Да, актеры «прячутся» все меньше, это такой современный подход. Они могут быть и полноправными героями на сцене, и некими отстраненными персонажами. Это как режиссер задумает. Бывает, актеры присутствуют на сцене, они видны зрителю, но при этом одеты в такие специфические костюмы, что воспринимаются как абстрактные фигуры, а куклы словно двигаются сами. Самое главное, чтобы артист любил куклу, наделял ее характером, чувствами. Ведь именно он ее оживляет - художник только придумывает.
Я смотрю, вы к Новому году что-то готовите (в кабинете, где мы общаемся, за соседним столом мастерит диковинных птиц- снеговиков художник-постановщик театра, заслуженный работник культуры АРК Светлана Сафронова. - Авт.)...
- Это для оформления фойе. Мы каждый год делаем новую новогоднюю программу - зритель у нас один и тот же. На праздники покажем сказки «Ежик друг медвежонка». «Морозко», «Снежная королева». «Серебряное копытце» и другие. А премьеры ожидаются в следующем году.
Людмила Николаевна, а у вас в детстве была любимая кукла?
- Конечно. Плюшевые мишки, которые помогали заснуть, наверняка, были у каждого. А любимую куклу мама привезла мне из Прибалтики, она была такая дизайнерская, резко отличалась от традиционных пупсов. Может, поэтому никому не нравилась. Я называла ее Муриска, поскольку туловищем она походила на муравья, а на голове у нее торчал хвостик, как у редиски. Очень жалко, что кукла не сохранилась: мы переезжали, и родители оставили ее в старой квартире... Моя дочь, кстати, коллекционирует кукол - у нее дома маленький музей.
Каким бы вы хотели видеть театр кукол лет через 50?
- Хорошо, конечно, чтобы появились театры световые, чтобы там двигались голограммные персонажи, и все это в 3D... Но это будет совсем другой театр. А театру кукол уже тысячу лет. В Керчи вон нашли керамических марионеток, которые сохранились до нашего времени (на горе Митридат археологи обнаружили фрагменты терракотовых статуэток и марионеток III-I вв. до н. э. - Авт.). Кто хочет, может в керченском музее посмотреть. Так что пускай театр кукол остается традиционным. Хотя новая аппаратура не помешает: нажал кнопку - и залил сцену светом...
Не называйте их кукольниками
Почему творческая труппа не любит, когда зрители называют Театр кукол (это правильный вариант) Кукольным театром?
Кукольный - это из серии игрушечности. Кукольный домик, кукольные отношения... - объясняет Людмила Рестенко. - К нам это не относится. На первом месте должен быть театр. К тому же Крымский театр кукол - один из старейших (в этом году он празднует 75 лет) и лучших в Украине. Это доказано многочисленными наградами за участие в театральных фестивалях.
Кристина Безумнова
Фото Светланы Борисовской
на фото: 6 декабря, главный художник Крымского театра кукол Людмила Рестенко со своей авторской куклой «Ангел осени». Такая в спектаклях играть не может - слишком хрупкая.