Борис Дейч: Здравомыслящих граждан в стране большинство

- Все мы свидетели рез­кого разворота руководства страны в вопросе евроинте­грации. Он вызвал бурное не­приятие оппозиции, ее элек­тората. Вы много лет в поли­тике, и для наших читателей важна ваша оценка происхо­дящего.

Б. Д.: О причинах, по-моему, подробно рассказали Пре­мьер-министр Николай Азаров и Президент Украины Виктор Янукович. Уверен, что для лю­дей думающих, искренне бо­леющих за судьбу страны не на словах, а на деле, ясно, что принятое непростое решение продиктовано, прежде всего, желанием не допустить закры­тия десятков и сотен предпри­ятий, остановки целых отрас­лей.

- Но у всех, фактически, один вопрос - почему разво­рот произошел в последний момент? Почему нельзя было предвидеть заранее тот не­гатив, который несет в себе подписание договора об ас­социации?

- Б. Д.: Во-первых, не раз­ворот, а перенесение под­писания. А это, согласитесь, разные вещи. Во-вторых, сам факт того, что это произошло в последний момент, говорит о том, насколько серьезным и не­предвиденным оказался фактор экономических потерь на рос­сийском направлении. О том, что он оказался недостаточно просчитанным, открыто сказал Премьер-министр Украины Н. Азаров. Ведь, подписав совсем недавно договор с Россией о свободной торговле в рамках СНГ, мы справедливо полагали, что аналогичный договор с Ев­росоюзом не только дополнит экономические возможности Украины, но и никоим образом не помешает нашей торговле с Россией.

Но, как говорится, «не так ста­лося, як гадалося». Руководство России заняло жесткую пози­цию, подразумевающую приме­нение защиты своих интересов в виде отмены всех преферен­ций, которые мы имели в рам­ках договора о свободной тор­говле. Можно принимать или критиковать занятую руковод­ством России позицию, но оно именно так видит возможность отстаивать свои национальные интересы. И это их законное право.

Наше право и задача - твердо отстаивать свои национальные интересы. И в этом случае, по­лучив недвусмысленный кате­горичный сигнал о возможных решениях со стороны России, нашему руководству пришлось решать, наверное, одну из са­мых сложных политических за­дач за время независимости Украины. В случае подписания договора об ассоциации можно получить позитивные оценки за­падных политиков и политиче­ские дивиденды со стороны оп­позиционного электората. При этом закрыть глаза на обвал промышленного производства, остановку предприятий и целых отраслей.

Судя по риторике наших оппо­зиционных лидеров, они именно так бы и поступили. Потому, что красивые популистские жесты и картинка в телевизоре для них важнее глубинных процессов, затрагивающих каждую семью и страну в целом.

Потому, что желание поскорее дорваться до власти, судя по всему, настолько ослепило их, что они не видят и не хотят ви­деть, что провозглашаемые ими решения ставят страну на грань экономического краха.

Именно поэтому Президент Украины, принимая непростое, тяжелое для себя решение, сде­лал выбор не в пользу предпо­лагаемых в далеком будущем, а реальных, конкретных и осязае­мых интересов страны в насто­ящем.

Сохранив при этом перспек­тивный диалог с Европой. Сде­лав такой выбор, Виктор Федо­рович показал и доказал, что он мыслит и поступает не как временщик, пекущийся о своей политической карьере, а как го­сударственный деятель с боль­шой буквы.

- Абсолютное большин­ство крымчан поддерживает решение руководства стра­ны. Но оппозиция нагнета­ет обстановку, подталкивая людей на массовые проте­сты. Чем эти действия гро­зят стране? Не приведут ли они к массовым беспоряд­кам и противостоянию в об­ществе?

Б. Д.: Да, могут привести, если оппозиция и ее лидеры будут продолжать свои безот­ветственные действия и при­зывы. Если будут продолжать оболванивать население в том, что украинцы после подписания в Вильнюсе договора смогут без виз ездить в Европу, в том, что будут получать европейские пенсии и зарплаты.

Ведь многие из тех, кто вышел на протестные акции, искренне верят в эти байки. К сожалению, пропаганда того, что они полу­чат эти блага в случае подписа­ния вильнюсского соглашения, не получила никакого разъясне­ния о реальных или мнимых по­следствиях для страны и жизни наших граждан.

Они часто даже не подозрева­ют, что нас пытаются поставить в один «ассоциированный» ряд с десятком стран Африки и Латин­ской Америки.

Они часто даже не догадыва­ются, что наша южная соседка Турция более 30 лет в ассоци­ации с Европейским союзом, стучится в его двери, и, в конце концов, практически потеряла уже всякий интерес к решению этого вопроса.

Они не знают, что прези­дент Литвы, так активно аги­тирующая нас за подписание этого договора, совсем не­давно в Ялте жаловалась, что Евросоюз, членом которого является Литва, не реагирует и не помогает ее стране в не­простых торговых отношениях с Россией.

Им никто не объяснил, что завтра, после подписания дого­вора, к нам не приедут немец­кие врачи со своим оборудова­нием, чтобы лечить наших граж­дан, не приедет шведский про­курор, бельгийский судья или английский полицейский, чтобы реформировать нашу судебную и правоохранительную систему.

Именно о том, что европей­скую Украину необходимо стро­ить самим и здесь, и сказал в своем выступлении Президент. Для всех очевидно, что добить­ся этой цели будет непросто. Для этого необходимо иметь не только желание, но и чув­ство собственного достоинства и гордости за свой народ и за свою страну. Именно такое чув­ство достоинства и продемон­стрировал в эти дни наш Пре­зидент.

А как можно расценить жела­ние оппозиции голосовать за любой законопроект, лишь бы это способствовало скорейше­му заключению договора? То есть им все равно, какой закон будет принят, как он будет ра­ботать, принесет стране пользу или вред, и все это для того, чтобы прогнуться перед запад­ными политиками, продемон­стрировав им «евроинтеграци- онную несгибаемость».

Все свои призывы о срочной необходимости подписать до­говор оппозиция аргументиру­ет необходимостью реализа­ции в стране европейских цен­ностей. Как они понимают эти ценности, нам продемонстри­ровали при попытке штурма Кабинета министров Украины, захвате здания Киевской го­родской государственной ад­министрации.

Наверное, после этого не сто­ит удивляться и ответу девушки с майдана. На вопрос корре­спондента: «Что вы будете де­лать, если Янукович не подпи­шет договор?», - она радостно ответила: «Будем делать рево­люцию».

Абсолютно понятно, что в ее голове делать революцию - это продолжать веселую тусовку с друзьями, песнями и танца­ми. И та легкость и наивность, с которой она это произносит, свидетельствует о том, что сло­во «революция» для нее ассо­циируется с праздником, а не с сотней тысяч жертв Француз­ской революции и миллионов в России

Обучаясь на платной основе за счет родителей, или за счет государственного бюджета, су­дя по всему, она даже не заду­мывается о том, что революция

это не только праздник жиз­ни, но и, не дай бог, боль, раз­руха и кровь. Очень надеюсь, что благоразумие украинского народа не допустит крайно­стей, но ведь результатом по­добной революционности мо­жет стать и обвал экономики, который разорит ее семью и опустошит бюджет. Как след­ствие, эта счастливая, наивная «революционерка» и тысячи ее друзей-студентов могут ока­заться за бортом высшего об­разования и без всяких пер­спектив в жизни.

Понятно, что ни она, ни ее друзья на площади об этом не думают, и в их возрасте это вполне естественно. Но об этом обязаны думать те, кто толкает этих детей на протестные акции, прикрываясь ими и прикрывая свои циничные интересы.

Действуя часто как професси­ональные провокаторы, они должны отдавать себе отчет о мере своей ответственности и перед этими детьми, и перед страной за возможное трагиче­ское развитие событий. Но я уверен, что Президент Украины Виктор Янукович, Партия регио­нов не позволят посеять хаос, не позволят потому, что за нами миллионы наших избирателей и сторонников, а здравомысля­щих граждан в стране большин­ство.

Петр Николенко

фото Светланы Борисовской