В Ялту? На электромобиле!

От Симферополя до Ялты пятиместная машина прошла без подзарядки. Стоимость «горючего», то есть использованного заряда, около 15 грн. Прокатиться впятером по этому маршруту на троллейбусе обойдется в 150...


Мой сосед по дому Игорь давно мечтает купить электромобиль. Он с большим уважением относится к техническому прогрессу, но также и к своему кошельку, из которого ежедневно приходится вынимать на АЗС гривен сто пятьдесят. Его не смущает даже отсутствие электрозаправок: он готов опускать включенные в розетку удлинители со своего девятого этажа. Проблема в другом: те считанные электромобили, которые сегодня доступны в Украине, слишком тесны для него и его немаленькой семьи. Поэтому Игорь с живым интересом выслушал мой рассказ о большом электрическом «китайце» BYD e6, на котором мне перед Новым годом довелось проехать без подзарядки из Симферополя в Ялту и обратно.

BYD e6 выглядит элегантно и солидно. Длина более четырех с половиной метров. Дизайнеры наградили его внешностью кроссовера, но в действительности это универсал с передним приводом и скромным (138 мм) дорожным просветом. Явно малый по меркам «паркетников» клиренс (промежуток между днищем и дорожным полотном. – Ред.) объясняется тем, что под днищем машины размещены феррумные батареи – 8 блоков по 12 ячеек в каждом. Они обеспечивают электромобилю запас хода до 300 км, но и весят около тонны. Отсюда большая снаряженная масса е6 – почти 2300 кг. А мощность электродвигателя – всего 121 л. с. Осилит ли такая машина Ангарский перевал, тем более по заснеженной дороге? Это и предстояло выяснить во время тест-драйва. Автомобиль для этого предоставил ООО «Крымский автомобильный дом» (официальный дилер BYD e6 в Крыму).

Сомнение отпало на первом же крутом подъеме: е6 с тремя пассажирами шел в гору спокойно и уверенно. Скорость – 60-70 км/ч. Быстрее ехать не хочется: сдерживают мелькающие на табло цифры мгновенного расхода электроэнергии. Стоит сильнее придавить электронную педаль акселератора – и они становятся весьма внушительными.

За перевалом у цифр расхода появился знак минус. Это значит, батареи при торможении подзаряжаются в режиме рекуперации. Мощные тормоза будто специально созданы для спуска по горному серпантину. На крутых поворотах благодаря низкому центру тяжести почти не чувствуются крены. А ведь BYD е6 задуман производителем как городское такси, и горы вовсе не его стихия!

Силовая установка BYD е6 имеет два режима: Economy и Sport. Мы пользовались экономичным, чтобы заряда батарей хватило на маршрут. В спортивном режиме, как заверяет производитель, е6 разгонятся с места до 100 км/ч быстрее чем за 10 секунд. При крутящем моменте электродвигателя в 450 ньютонометров это вполне реально. Максимальная скорость – опять же по данным производителя – 140 км/ч.

Двигатель BYD е6 работает бесшумно: никакого жужжания и тому подобных «электрических» звуков! В салоне слышен только ненавязчивый шум шин, так что с акустическим комфортом все в порядке. По другим видам комфорта е6 тоже получил у нас зачет: в салоне просторно спереди и сзади, багажник достаточно велик (385 л), а конструкторы торсионной подвески нашли удачный компромисс между ее надежностью и плавностью хода.

Жаль, что с нами не было представителя Книги рекордов Украины: впервые в нашей стране электромобиль проехал 211 км, к тому же по горной дороге. При этом он потратил 55 кВт-ч электроэнергии. Я подсчитал ее стоимость по тарифу «Крымэнерго» – 15,4 грн. Почти столько же – 15 гривен – стоит билет на троллейбус Симферополь – Ялта, но только для одного пассажира и в один конец!

На набережной Ялты любопытные наперебой задавали нам два вопроса: как долго заряжается электромобиль и сколько он стоит. Полная зарядка на электрозаправках от источника тока мощностью 100 кВт будет длиться 40 минут. Можно продолжить движение уже через 15 минут, зарядив батареи на 80%. Такие электрозаправки нескоро станут у нас общедоступными, но их вполне может иметь сегодня муниципальный таксопарк. Зарядка дома или в индивидуальном гараже от источника тока мощностью 10 кВт займет 6 часов. Но шансов на то, что у е6 найдутся «семейные» покупатели, немного, компания BYD AUTO и ее официальный импортер в Украине на них пока не рассчитывают. Дело в том, что из-за феррумных батарей эта машина значительно дороже «одноклассников» с двигателями внутреннего сгорания, ее цена зависит от комплектации, но не ниже $50 000. А для такси с ежегодным пробегом порядка ста тысяч километров она вполне приемлема. Простая арифметика: традиционный автомобиль того же класса расходует на 100 км 10-11 литров бензина, т. е. не менее 110 грн. А для BYD е6 в нашем пробеге 100 км обходились в 7,4 грн. (и это в горах – в городе было бы дешевле). Значит, наездив за год 100 тыс. км, владелец электрического такси сэкономит более ста тысяч гривен! Важно отметить, что ему не придется тратиться на покупку новых батарей: они выдерживают 4000 циклов зарядки, но и после этого работоспособны – просто обеспечивают меньший пробег.

Мой сосед не таксист и потому слегка приуныл, узнав цену BYD е6. Но я рассказал ему, что должна появиться версия для семейного использования. Запас хода у нее будет не 300, а порядка 150 км, но и цена тысяч на двадцать меньше. Для городских поездок предостаточно, поэтому Игорь сразу воспрянул духом.

Благодарим за помощь в подготовке материала официального дилера BYD AUTO в Крыму ООО «Крымский автомобильный дом». г. Симферополь, ул. Караимская, 22а, тел. (0652)70-79-99.

Леонид Сапожников

На фото: Крым, 25 января 2012 года, Ангарский перевал (752м). Фото на память е6 рядом с предшественником. Уже памятником.