Зачем боксеру ум?

...Чтобы попадать, но не пропускать, чтобы достичь высших результатов – «редакция» беседует с Сергеем Лапиным, первым тренером Саши Усика

Ученики заслуженного тренера Украины Сергея Лапина на недавно прошедшем в Харькове чемпионате Украины по боксу среди юниоров взяли два «золота». А всего крымская команда завоевала пять медалей – три «золота» по одной «бронзе» и «серебру», и заняла второе общекомандное место. Бокс стал одним из самых популярных видов спорта в Украине: аудитория трансляции «атаманов» превзошла аудиторию украинской футбольной Премьер-лиги... О современном боксе, перспективах крымской школы и важности интеллекта для боксеров «редакция» поговорила с тренером, воспитавшим серебряного призера сиднейской Олимпиады Сергея Доценко и раскрывшим талант олимпийского чемпиона Александра Усика.

…Небольшой, но светлый и по-своему уютный спортзал. Кто подумает, что когда-то это была разваливающаяся котельная: вдоль стен боксерские перчатки и гантели, на большом экране – трансляция боксерских поединков, на самом видном месте – грамоты с соревнований (разумеется, лишь малая их часть) и, естественно, портрет кумира сотен тысяч мальчишек – крымского олимпийца Саши Усика. Но главный авторитет здесь – тренер: надо видеть, как ребята вслушиваются в каждое слово, когда он дает задание или делает замечание… В зале тренируется два десятка парней, одна группа занимается на ринге, остальные – за его пределами.

– Это призеры Европы, – с гордостью говорит Сергей Юрьевич. – Право тренироваться на ринге надо заслужить. Стимул для остальных ребят.

– Сергей Юрьевич, бытует мнение, что бокс – это просто битье в голову, для чего интеллект не обязателен...

– Не согласен! Надо отличать бокс от драки. Бокс основывался как защитный вид. Уметь защититься и уметь ударить – вот это и есть мастерство. А для этого человек должен думать, анализировать, причем молниеносно. Как говорил десятикратный чемпион Советского Союза Сергей Щербаков, лучше нанести два удара и не пропустить ни одного, чем нанести пять и пропустить два или три. Вот это бокс! Когда в тебя не попадают, когда ты пришел на бой с лицом как у младенца и ушел с таким же, а не со сломанным носом и рассеченными бровям. А как этого сделаешь, не имея масла в голове?

– Тяжело эту мысль донести до подопечных?

– Да, тяжело. 70% тренировок уходит на «школу», и только 30% посвящаем ударам, в день ребята тренируются до пяти с половиной часов. А «школа» – это тяжелый труд, многократное повторение одних и тех же действий: встали и зубрят, зубрят, зубрят... Родители мне доверяют своих детей, чтобы я сделал их сильными, а не инвалидами, поэтому мы работаем над защитой: уклон – пробил, нырок – пробил, блок – пробил, отклон – пробил, вот это все мы отрабатываем до автоматизма. А драчуна легче подготовить. Но смысл?

– Кто для вас пример боксера-интеллектуала?

– Леннокс Льюис – думающий, грамотный боксер. Помните его бой с Кличко-старшим? А из любителей? У нас их очень много... Например, олимпийский чемпион Геннадий Иванович Шатков – прекрасный человек, как говорится, с подвешенным языком, писал стихи, автор нескольких книг и научных работ, кандидат юридических наук, работал доцентом кафедры и проректором Ленинградского университета. Или чемпион Олимпийских игр и двукратный чемпион Европы Валерий Попенченко. Или, например, двукратный олимпийский чемпион Борис Николаевич Лагутин, в 2004 году на чемпионате Европы я с ним общался: интереснейший человек, а как стихи читает! Да и за словом в карман не полезет, много знает… На сборы берем с собой книжки, разные – и познавательные, и из школьной программы, и классика. На последних сборах, например, видел что читали: «Горе от ума», «Войну и мир»...

– Как изменился бокс?

– Стал техничнее. Посмотрите Олимпийские игры 70-х, там же единицы, кто владел техникой, просто шли и махали кулаками. А зрелищность? Чтобы она увеличилась, от шлемов у любителей надо отказываться и вводить перчатки с конским волосом, чтобы боксер мог ударить кулаком, а не сжав лишь фаланги пальцев. Сейчас перчатки тугие, не дают сжать руку в кулак, их придумали, чтобы избежать травм – защищаться не учили, а пошли по такому пути, но от этого зрелищность теряется. Да, будет больно, но слабые покинут бокс, а сильные останутся. И продажного судейства будет меньше: если ударишь, так ударишь, и выиграешь. Сейчас судьи – царьки, захотят – записки перепишут и отберут победу. Сколько таких историй!

– Ошибки и предвзятость судейства ломают характер боксера как бойца или, наоборот, закаляют?

– Некоторых ломают... На спартакиаде школьников в 2003 году Усик просто разбил паренька из Хмельницкого, нокдаунов восемь было, но засчитали только один, а после остальных давали сопернику очухаться – нос вытерли, майку поправили, боксерки зашнуровали – и отдали ему победу. Саша сказал, что больше боксом заниматься не будет, ему было тогда 16 лет. Недели две-три я бегал за ним, чтобы он вернулся: нет, говорит, и все. Слава богу, уговорил. В таких условиях должна быть одна задача – выиграть явным преимуществом, а не надеяться на победу по очкам. Биться и не жалеть себя. Внушать себе, что ты сильней. Я в 37 лет как-то боксировал. Работал в Польше тренером, и тут предложили 100 долларов за бой. Я выходил и заставлял себя, говорил: я же сильней, он же моложе, я его должен порвать... И так я провел семь боев: две ничьи, три победы и два боя проиграл. Мне кажется, характер невозможно воспитать: характер или есть, или его нет, как природа дала. Я стараюсь дать им то, чего природа не додала. Учу их дружить между собой, чтобы не обижали друг друга, помогали – это важно. Чтобы сплотить, сажаю в свой микроавтобус, и на море, отдыхать. Тогда они понимают, что они – команда, одно целое.

– Бокс в Крыму популярен среди молодежи? У вас есть секреты, как определить перспективного боксера?

– После триумфа Усика на Олимпиаде детей действительно стало больше приходить. Но через наш клуб в год в среднем проходит 500 человек, а остается 50. Но я беру всех желающих. Сложно определить, будет мальчик хорошим мастером или нет. Когда я тренировал в Ромашкино Сакского района, у меня был талантливый парень – в 13 лет провел 10 боев и 10 боев закончил нокаутом. Всех громил, но потом сидел и плакал, потому что ему было жалко того, кого он бил. Ушел из бокса, потом пожалел, сейчас охранником в Москве работает... А бывает и наоборот. Сашу Усика тоже никто не хотел брать, комплекция была не в его пользу. Я посмотрел – плечи узенькие, мышечной массы нет, но видно, что соображающий, координированный... Понимаете, работа тренера сродни добыче алмазов, чтобы найти хорошего спортсмена, нужно внимательно переработать горы «породы».

– Сборную Украины по боксу ждет смена поколений. Вы воспитали призера Олимпиады-2000 и чемпиона последних Игр. Есть ли сегодня перспективные ребята?

– Я человек суеверный, имена назову через год-полтора, а пока скажу: есть три боксера из нашего клуба, которые имеют все шансы попасть на Олимпийские игры 2016 года.

Но чтобы воспитать бойца, нужно и должное финансирование. Постоянно ищу спонсора, прошу: дайте, дайте, дайте... Ведущим, перспективным спортсменам надо помогать на государственном уровне. Нагрузки велики, и витамины, гематоген, кальций нужны спортсмену ежедневно. И это все выливается в круглую сумму. А сейчас, сами знаете, мясо каждый день не всякая семья ест. На сборах, пока доедем, там все растащат, ведь смотрят на это как на возможность не спортсменов воспитать, а что-то украсть. Один раз в 2004 году на сборах в Конча-Заспе (это элитный поселок под Киевом. – Ред.) я видел, как спортсменов кормили икрой и красной рыбой, наверное, проверка там какая-нибудь была (смеется). А так кормят гордость страны котлетами с хлебом...


Сергей Георгиев

Фото Светланы Борисовской

На фото: Гордость и надежда тренера Лапина: мастера спорта и призеры чемпионата Европы Артур Зиятдинов (слева) и Даниэль Лапин

Лапин Сергей Юрьевич

Заслуженный тренер Украины, Заслуженный работник физической культуры и спорта Украины и Крыма

Родился 14 мая 1962 года в Горьковской области

Кумир: Мохаммед Али

«Хочешь себя называть тренером, значит, твои дети должны быть не ниже мастера спорта, потому что если ты своего ребенка не можешь воспитать, значит, ты не можешь воспитывать других ребят»

Старший сын Сергей, 24 года, мастер спорта, боксер команды «Украинские атаманы», пятикратный призер Украины, единственный в Украине семикратный чемпион турнира памяти Педро Саэса Бенедикто, а в Крыму он единственный, кто выиграл польский Турнир Феликса Штамма.

Младший сын Даниэль, 15 лет, мастер спорта, призер чемпионата Европы.