Длинный мост и мощная электростанция

«редакция» побеседовала с экспертом: насколько строительство моста через Керченский пролив и энергетических мощностей в Щелкино будет способствовать экономическому прорыву восточного Крыма? 

В конце прошлой недели пришло сразу два сообщения о проектах, способных кардинально повлиять на развитие всего Крыма и восточного Крыма, в частности. Первая новость почему-то задержалась с оглашением на несколько месяцев. Кабмин Украины обнародовал, сколько денег решено вложить в строительство парогазовой электростанции в г. Щелкино – 15,4 млрд. грн. Утвердили сумму еще 15 октября прошлого года распоряжением №1079-р. Основную часть денег – 1,25 млрд. долларов – планируют взять в кредит у Китая.

Вторая новость касается долгоиграющей истории со строительством моста через Керченский пролив. Россияне передали украинскому правительству предложения по проекту, а также сообщили о готовности российских банков финансировать разработку проекта.

Обе затеи, что называется, с историей. Щелкино – город, печально известный тем, что заложенный в 1978 году для строителей Крымской атомной станции, спустя 10 лет он начал медленно умирать. В 1989 году, когда АЭС на 80% была готова, стройку заморозили, и люди остались без работы. Как там живется сейчас, читайте в специальном репортаже «Газеты» в ближайшем номере. А мы напомним, что причиной такого решения по АЭС стали взрыв в Чернобыле, волна противодействия со стороны экологов и экономическая нестабильность в СССР, доживавшем последние годы. К тому времени на стройку было потрачено 500 млн. советских рублей.

Наведение моста между украинско-российскими берегами имеет более глубокую историю. Не так давно «редакция» рассказывала, как в 1944 году мост даже построили («107 дней мост через Керченский пролив уже соединял Крым и Кавказ», № 171, 2012 г.), но он развалился под натиском стихии. После длительного затишья, начиная с 90-х годов, идея транспортного воссоединения Украины с Россией имела несколько подходов. Последний относится к 2010 году, когда Украина предложила включить Керченский мост в кольцевую дорогу вокруг Черного моря.

Добавим к этому, что оба проекта нацелены на восточный регион, для которого не так давно презентовали проект рекреационного центра «Город Киммерик» в районе Опукского заповедника. Некоторые назвали его утопическим, в том числе по объему необходимых инвестиций и природного потенциала, который не соответствует размаху задумки. В том же районе собираются основать «Щелкинский индустриальный парк», под который городской совет Щелкино уже передал часть объектов.

В общем, проектов много, и появление новых - транспортного ресурса, энергетических мощностей и, соответственно, рабочих мест, может сделать их более реальными. Впрочем, вопросы остаются. Заслуженный экономист АРК Андрей Клименко сомневается:

– За последние 15 лет я уже устал говорить: мост через Керченский пролив имеет экономический смысл только в том случае, если он будет «недостающим звеном» международной автострады с большим грузопотоком. Сегодня же все международные транспортные коридоры идут мимо. Керченский мост может быть, например, частью магистрали Лондон - Калькутта (по маршруту старого индийского телеграфа 19 века, проходившего через Крым и Керченский пролив). Но для этого надо «всего лишь» прекратить войны на Кавказе (желательно все) и в Афганистане, нормализовать ситуацию в Иране и Пакистане. Иначе этот мост не окупится никогда. Летом через Керченскую переправу проезжает в среднем 400 различных автомашин и автобусов в день, а зимой – 100. Мост будет стоить несколько миллиардов евро. А что и куда возить?

Зато по поводу другого инвестиционного проекта, связанного со строительством парогазовой электростанции в Щелкино, Андрей Клименко высказался более оптимистично: он полностью «за». Но ни в коем случае не связывает его с перспективой развития рекреационной зоны Восточного Крыма.

– Пора перестать тешить себя иллюзиями насчет уникального рекреационного потенциала Керченского полуострова. Да, там есть интересные места типа Казантипа. Есть грязевые озера с хорошими ресурсами. Но... вы давно были осенью-зимой-весной на Керченском полуострове? Это солончаковая степь, продуваемая ветрами со всех сторон. Какие гостиницы там строить? Для кого? На 1,5 месяца? Там действующие вполне приличные объекты в Мысовом загружены на 60-70% летом, увы... При очень демократичных ценах. Поэтому я бы посоветовал в отношении Керченского полуострова реализовывать трезвый взгляд на стратегию его развития – там должна быть многоотраслевая экономика, с акцентом на экологическую энергетику и промышленность, на морской транспорт, с элементами (!), красивыми, интересными, но элементами курорта и туризма.

 

На фото: Карта-схема инвестиционных проектов Восточного Крыма, разработанная Совмином АРК в 2012 году. Берега Керченского пролива пока соединены условно.

 пресс-служба СМ АРК. 


А ведь это уже было…

В 1903-м идеей строительства моста заинтересовался император Николай II. К проектированию были подключены лучшие российские инженеры, и работа медленно, но верно двигалась. Во всяком случае, в конце сентября 1910-го в газете «Новое время» опубликовали такую заметку: «Закончены изыскания по постройке железнодорожного моста через Керченский пролив для соединения кубанских железных дорог с южными казенными. Оборудование громадного предприятия будет передано частным предпринимателям». Однако и этот проект не состоялся – помешала Первая мировая война («КИА» №171, «107 дней мост через Керченский пролив уже соединял Крым и Кавказ»).