Художник Сергей Барковский пишет портреты для Киркорова и Ани Лорак

Его талантом восхищаются звезды шоу-бизнеса, он сотрудничал с Hilton и Swarovski. А начиналось все с кружка в cимферопольском Доме пионеров

Наш собеседник, несмотря на близкое знакомство с дюжиной людей, которых мы с вами видели только по телевизору – человек скромный и в чем-то даже застенчивый. Он не считает себя знаменитым. Неразговорчивый. Сергей захотел учиться рисовать, увидев, как капелька краски растворяется в воде, а занявшись живописью, увлекся еще и психофизиологией – изучением того, как картины влияют на тех, кто на них смотрит. Сейчас участвует в восстановлении уникального храма на воде. Учит рисовать романтиков и криминальных авторитетов. И пишет портрет Ани Лорак в полный рост.


– Ани Лорак клиентка вредная?

– Да нет, нормальная такая, уважительная, вежливая.

– А вообще ваши клиенты: Киркоров, Лорак, Стас Михайлов, Волочкова, Шевчук, Шуфутинский, Леонтьев, Стас Пьеха в общении приятные люди или заносчивые? 

– Ну как, люди как люди... Нормальные люди. Я никогда, общаясь с ними, не сталкивался с тем, что называется звездной болезнью.

– Звезд шоу-бизнеса вам нравится рисовать или это ради денег? Как вообще скромный парень из Симферополя начал рисовать звезд? 

– Отвечу просто: я захотел с ними пообщаться и продуктивно повзаимодействовать, и я это сделал! Сейчас у меня несколько заказов. Параллельно разрабатываю эскизы мозаики для уникальной православной церкви на воде в селе Гусинцы под Ржищевом в 80 километрах от Киева. Она стоит на уцелевшем пятачке суши, окруженная водой после того, как в 70-е Гусинцы затопили для нужд ГЭС. И веду несколько проектов с местной аристократией.

– Клиенты, сделав заказ, приезжают к вам как к портному «на примерку»?

– Нет, ни у кого же нет времени. Заказывают: или фотографию дают, какая им нравится, или я сам какое-то их удачное изображение подбираю.

– А звезды вам предъявляли какие-то требования, или вы их изображаете такими, как видите? 

– В основном такими, как вижу. Но я стараюсь, конечно, чтобы человеку понравилось. Бывает, что от него (клиента) по его пожеланию вставляю только лицо, а его пишу в образе, например, в какой-то исторической одежде или на коне.

– Заказчики в основном довольны остаются?

– В основном, да. Не нравится, если у людей денег нет. Тогда начинают что-то выдумывать, чтобы сбить цену. Еще могут пригласить какого-то художника как эксперта (смеется).

– Сколько стоят ваши портреты? Есть у вас какой-то прейскурант?

– Все индивидуально, и цена картины – понятие относительное. Меня в 2010 году отнесли в категорию «5В» в Международном художественном рейтинге (художники в нем делятся на категории «А» и «В». Художник группы «В» ориентирован преимущественно на запросы рыночной конъюнктуры, художник группы «А» не подчинен запросам рынка. В каждой категории имеются уровни с первого – вершина признания, относится к умершим художникам-классикам, чьи произведения прочно заняли место в музеях, по десятый – художник-ученик. 5В – это «сложившийся профессиональный художник. – Авт.), там есть ценовые рекомендации художникам мирового реестра, которые я не хотел бы обсуждать. Есть еще очень много организаций, которые предлагают свои критерии... Я не знаю, как нам, художникам, быть, но для меня главное, чтоб была возможность открыть двери в любых проявлениях человека. 

– Вы считаете, что картины имеют терапевтический эффект. А как считаете, «лубочные картинки», которыми многие небогатые люди так любят свои дома украшать, психике не вредят?

– Лубочные картины уже давным-давно звериной хваткой вошли в ранг искусства. Это отражение времени. Печать в сознании, если хотите. Штамп. Информация, воспринимаемая зрительно, гораздо мощнее воздействует на сознание, чем та, которую мы воспринимаем через другие органы чувств, включая шестое чувство. Человек, постоянно наблюдающий разрушение или созидание, под влиянием этого, взаимодействуя с этим, идет по своему жизненному пути.

– А как вы стали художником? Что так повлияло на вашу психику?

– Я еще стремлюсь стать художником, но хочу этого с самого рождения. Я еще не учился в школе, когда папа (отец Сергея – художник, живет в Европе. – Авт.) подарил мне маленький набор акварельных красок: такой импортный весь, кажется, польский, со слоном на коробочке, и я влюбился в каплю, красивым облаком расплывающуюся в баночке с прозрачной водой. 

– Вы пишете марины, портреты, пейзажи, натюрморты, а какой жанр любимый? 

– Я вообще люблю творчество. Сегодня я пишу портрет какого-нибудь прокурора какого-нибудь города, а завтра снимаю клип в Гонконге. Это вообще потрясающе – осязать все, что вокруг нас творится! 

– В качестве кого клип снимаете: сценариста, режиссера, оператора? И для кого? Для какой-нибудь звезды?

– Ну, это секрет пока.

– Я знаю, что вы не только рисуете, но и учите рисовать. Ваши ученики – это представители современной богемы или простые ребята, дети улиц?

– Ученики всякие, и дети «высоких» людей, и простые, и сердобольные мамаши, и свирепые криминальные личности, тянущиеся к прекрасному. Я всех уважаю и ценю их стремлении к искусству.

– У вас есть два абсолютных тезки: актер и художник – ваш отец. Никогда в связи с этим не возникало казусов?

– По-другому отвечу: когда у меня родился сын, я прекратил традицию называть мальчиков рода Барковских Сергеями. И получился не четвертый Сергей Сергеевич, а красиво: Даниил Сергеевич Барковский! Звучание все-таки соответствует его происхождению от знатных прапрадедов – зажиточных помещиков, занимавшихся земледелием, и первых поставщиков роскошной пушнины для европейской знати. 

– А как Сергей Сергеевич Барковский, мальчик из провинциального Симферополя, стал известен на весь мир?

– Я ни фига еще не известен.

– Когда приезжаете в Симферополь из Москвы, Киева, Европы, каким вам видится наш город? Вы скучаете по нему или скучаете в нем?

– Когда я приезжаю в Крым, я вижу, как на горах и в степях жили люди, как древние в пещере готовили мамонта, а на Херсонесе играли спектакли. Как проигрывали войны и завоевывали эти земли. Вижу одежды воинов, их коней, их стремления. Наш Крым энергетически очень богат. 

– Часто в Крыму бываете?

(Задумывается). – Ой, может, мамонты и не водились у нас, не знаю... Я в Крыму стараюсь бывать чаще, но носит меня везде.

– А что оно такое, муки вдохновения? Бывает такое, что вы в три часа вскакиваете с постели и бегом к мольберту, потому что озарение пришло?

– Озарение, именно так. Бывает, что, находясь на отдыхе или в объятиях, или на встрече, или просто на прогулке, или вообще во сне, ты понимаешь, что тебя неудержимо тянет что-то сделать, передумать, воплотить. Ну, именно сейчас! Но муками я бы это не назвал! Это драйв!

Биографическая справка

Сергей Барковский родился в 1979 году в Чимкенте (Казахстан). Вскоре родители переехали в Крым. Занимался в студии Дворца пионеров, закончил Выcшее крымское художественное училище имени М. Самокиша. Наставником Сергея был известный московский художник Сергей Бочаров, соратник Ильи Глазунова. После окончания училища работал директором выставочного павильона в Форосе, сотрудничал с известной фирмой Swarovski – сделал несколько эскизов, его картины, написанные в соавторстве с отцом, украшают президентские апартаменты сети отелей Hilton в Праге и Лондоне.
Увлекается психофизиологией, с 2008 года – член Международной академии духовных наук.

Беседовала Валентина Воробьева

На фото: Москва, 2012 год. Филипп Киркоров приехал за своим портретом и сфотографировался с автором на память.

Фото из архива Сергея Барковского.