Анатолий Могилев – о том, как перевоспитать чиновников, окультурить «дикарей» и привлечь инвесторов

Мы публикуем беседу председателя Совета министров Анатолия Могилева с коллективом «Газеты», состоявшуюся в минувшую пятницу. Разговор получился живой, интересный, и не только о политике и курортах, но и немного о личном.

«Каждая проблема должна иметь фамилию, имя и отчество»

– В Крыму за последнее время многое переменилось. Какие из перемен Вы считаете самыми важными? Что самое важное предстоит сделать?
– В силу разных причин за последние лет двадцать в Крыму происходил развал инфраструктуры, созданной в советский период. Поэтому задача, которая стоит перед нами сейчас – все это восстановить, модернизировать и вывести уже на новый уровень. Увы, изменения, которые происходят в Крыму сейчас, не столь масштабные, как хотелось бы. Однако за последнее время Крым вышел в число лидеров среди регионов Украины по привлеченным инвестициям. Встречи правительства и парламента Крыма с потенциальными инвесторами, наше участие в различных форумах привело к тому, что к нам начали проявлять интерес, который позволяет привлекать ресурсы. Иностранные инвестиции в настоящее время – самый главный источник развития, потому что бюджет не может дать громадных вливаний в экономику Крыма. Если говорить о конкретных переменах? Снос «стены плача» Симферополе, на месте которой мы построили красивый сквер — это символ того, как меняется Крым, постепенно благоустраиваются города и районы. В перспективе ˜– привести в порядок в Симферополе Салгир и его набережную. Это изменение облика влияет на сознание людей, меняет их отношение к родному городу, настраивает на позитив и созидание. Самое главное – убрать коллективную ответственность за беспорядок. Каждая проблема должна иметь фамилию, имя и отчество.

– О «Горячей линии»... Многие звонящие люди воспринимают ее как последнюю инстанцию, способную решить их вопрос. Какой из этих звонков Вам больше всего запомнился, вызвал самые сильные эмоции?
– Когда люди высказывают, что по несколько дней нет света, воды или отопления – это бытовые вопросы и они, несомненно, для этих людей очень важны. Но когда мальчишку из многодетной семьи, где считают каждую копейку, водитель выкидывает из автобуса со словами, что он не имеет права ехать – меня это сильно возмутило. Я сказал: или снимайте с маршрута все автобусы этой фирмы, и пускай ее руководитель воспитывает своих водителей, или немедленно увольте этого водителя. Пусть ищет другой вид заработка. Еще возмущает, когда проблема, которую можно было бы решить за полдня, тянется месяцами. И не решается она потому, что чиновник в этом не заинтересован. Таких нужно снимать с должностей. Любой чиновник должен понимать: он для людей, а не люди – для него. Этот стереотип тяжело сломать, но ломать его надо. И поломаем. Об этом не так часто сообщается в СМИ, но немало таких нерадивых чиновников уже наказаны, уволены с работы.

– Вы довольны экономическими итогами первого полугодия?
– Крым закончил первое полугодие на лидирующих позициях среди регионов Украины по многим показателям. С другой стороны, наш потенциал намного больше и нужно его реализовывать. Крым вполне может быть самодостаточным регионом, который бы полностью обеспечивал себя без дотаций из центра. На сегодня этого, увы, нет, потому что очень слабо развита наша промышленность, практически нет переработки сельхозпродукции. Каждый этап переработки – дополнительные поступления в бюджет, а мы зерно собрали – зерно продали. Но его нужно продать, переработав в какие-то изделия, из этих изделий еще что-нибудь приготовить и в нашем же общепите подать населению. Вот этой цепочки в Крыму пока нет. Мы проводим переговоры по привлечению в Крым иностранных инвестиций по созданию у нас производств. В ближайшее время мы начнем эти проекты реализовывать.

– Но за два последних года объем иностранных инвестиций в Крым вырос более чем вдвое. В какие отрасли больше всего вложили?
– В основном – в перерабатывающую промышленность, ветряную и солнечную энергетику. Безусловно, хотелось бы, чтобы привлекалось больше средств именно в перерабатывающую промышленность. Совмин уже разработал несколько проектов таких предприятий, нужных Крыму. Мы указали регионы, которые имеют базу для переработки, предложили проект предприятия и финансовый план. В мире много структур, имеющих большой финансовый капитал и готовых его вкладывать. Важно предложить им, куда вкладывать, объяснить безопасность вложения денег и прибыльность будущего предприятия.

– Большую часть иностранных инвестиций в Крым по-прежнему составляет российский капитал?
– Сегодня это уже не столько российские, сколько европейские деньги. Сейчас идут переговоры по инвестициям из Азии, в частности, из Китая. К нам недавно приезжала большая делегация из этой страны, изучавшая возможности вложения средств в наше сельское хозяйство, в первую очередь в систему орошения.

– Отношения между Украиной и Россией сегодня далеки от идеала. Россия периодически демонстрирует, что может перекрыть экспорт. Если вдруг это приобретет глобальные масштабы, насколько это серьезно ударит по крымской экономике?
– Безусловно, экономика Украины, в том числе и Крыма тесно взаимосвязана с российской экономикой. Тем не менее, полагаю, что дружеские взаимоотношения двух президентов все равно позволят нашим странам находить точки соприкосновения в подобных ситуациях. Мы обречены иметь тесные экономические взаимоотношения. Это в интересах играет не только Украины, но и России.

«В этом году съездил на мыс Опук – красивейшие места!» 

– Может ли Крым стать круглогодичным курортом. Когда конкретно и как это может произойти? А то разговоров много, но все это общие слова...
– Значительные усилия направлены как раз на то, чтобы рекламировать Крым в межсезонье. Сегодня мы стараемся проводить наши знаковые фестивали и другие мероприятия не в июле-августе, а в мае, сентябре, октябре. В последнее время у нас построены и введены в действие несколько санаториев и отелей, в которых можно отдыхать и оздоравливаться в межсезонье. Это позволит нам немного растянуть эти шесть миллионов туристов, приезжающих к нам ежегодно, на весь год, чтобы не было этой громадной летней нагрузки на нашу инфраструктуру. В перспективе мы рассматриваем возможность создания лыжных курортов в районе Ай-Петри и Ангарского перевала. Наши представители ездили в Швейцарию и Италию, знакомились с работой европейских горнолыжных курортов, чтобы создать нечто подобное здесь. Сегодня мы прорабатываем с инвесторами вопрос строительства у нас подъемников и установки снежных пушек.

– Говорят, Вы объездили в Крыму все набережные. Назовите топ-три любимых набережных?
– Набережные, где сделали ремонт, наверное, и войдут в эти топ-три. Набережную отремонтировали, правда еще не до конца, в Коктебеле, в Судаке, в Алуште, начали ремонтировать в Евпатории. Они должны стать украшением Крыма, вы сами видите, что за двадцать лет с ними сделали. Они превратились в шалманы и мини-базары. Это уже не набережная, а тоннель из палаток, обвешанных неизвестно чем. И притом оно же все однообразное. Китайская сувенирная продукция, пирожки, пивные и редко где – газетные киоски. Идешь и моря не видишь. Торговые или развлекательные заведения должны располагаться на одной стороне. Набережные со стороны моря должны быть чистыми. Такую задачу мы поставили перед властями приморских городов и поселков.

– А отдыхающие без своих любимых шашлыков и «пахлавы медовой» не останутся?
– Не останутся. По-моему, проблем с питанием у нас сейчас нет. Предложение превышает спрос. Только пускай это все продают в соответствующих торговых точках. А когда эту рыбу, пахлаву или шашлык таскают полдня по пляжу под палящим солнцем, еще слава Богу, что никто не отравился.

– Наша извечная проблема – как окультурить «дикаря». Есть какие-то программы? Ведь из шести миллионов туристов, приезжающих ежегодно в Крым, добрая половина почти ничего не тратит. Даже картошку привозят с собой в багажнике!
– Во всех цивилизованных странах есть такое понятие, как туристический сбор. Оно и у нас есть. Положено, чтобы 1% от стоимости своего проживания в Крыму турист оставлял в бюджете Крыма. Вот, например, стоит его номер четыреста гривен в сутки, значит четыре гривны каждые сутки он должен отчислять в бюджет. Если учесть, что к нам приезжает шесть миллионов туристов в среднем на десять дней, каждый должен отчислить 40 гривен. Умножаем на шесть миллионов и получается, что мы должны получить 240 миллионов турсбора и потратить их на дороги, развитие инженерных сетей. А мы получаем 8 миллионов, потому что большинство приезжает в частный сектор и турсбор не платит. Сейчас мы продумываем механизм, как этот сбор взимать. Идеи разные: от оплаты его на въезде в Крым до легализации мест проживания. Такая же непростая ситуация и с хаотичной застройкой. В советском курортном поселке проживали пять тысяч человек, было еще несколько баз отдыха, где проживали еще пять тысяч, столько же отдыхало в частном секторе. На эти 15 тысяч была рассчитана инфраструктура поселка. За последние 20 лет местное население при попустительстве депутатского корпуса на местах массово получало участки для строительства мини- и макси-гостиниц. В Крыму даже есть такое интересное понятие – «одноквартирный пятиэтажный дом». Серьезно говорю: этот термин употребляется в документации. В итоге из-за новых гостиниц в поселке живет уже 50 тысяч человек. Инженерные сети этого не выдерживают, бухта этого поселка тоже такое количество людей не вмещает. Эта проблема в Крыму стоит очень остро, ее надо решать, но для этого нужны очень серьезные финансовые вливания. Понятно, что эти «одноквартирные пятиэтажные дома» разваливать уже никто не будет. Но надо их легализовать, чтобы платили налоги, а деньги – вкладывать в инфраструктуру. Иначе через пять лет начнут выходить из строя канализация, водоснабжение, газоснабжение.

– Вы сказали о перегруженности крымской инфраструктуры. В то же время, мы часто слышим, что Крыму надо конкурировать с другими курортами. Нужно ли нам сейчас еще больше отдыхающих привлечь на лето?
– Нельзя говорить о том, что число отдыхающих – это критерий успешности нашей работы. Критерием должно быть то, как мы обеспечиваем уровень отдыха и какую получаем отдачу от туристов. Для повышения уровня отельного отдыха мы в этом году проводили тренинги с турецкими отельерами. Чтобы конкурировать, надо создать у себя нормальную инфраструктуру. Человек обеспеченный выбирает удобный отдых. Сейчас в Сочи под Олимпиаду строят порядка 40 тысяч номеров отельного сервиса, и есть вероятность, что многие российские туристы поедут уже не к нам, а туда. То же самое с Грузией, Турцией. Мы можем утратить свои позиции там, где должны их удержать, если все оставим как есть.

– Но у нас было уже столько программ по развитию курортов, под которые никогда не было денег. Сейчас реальные программы есть?
– Реальные программы могут быть только с привлечением инвесторов. В мае мы откроем пятизвездочный отель в районе Понизовки, в Алуште открыли в этом году «Редиссон». Нам в Крыму нужны сетевые отели с высоким уровнем сервиса. Только это будет привлекать туриста сейчас. Турист требует, чтобы его на руках носили по отелю, тогда он будет отдавать свои деньги.

– А потом турист выходит из отеля, видит кучи мусора, видит грязную речку и говорит: «зачем я сюда приехал?»...
– Окружающая инфраструктура – это проблема власти. За деньги, получаемые от курортного сбора в отелях, можно заниматься и уборкой мусора, и облагораживанием внешнего вида. Мы должны думать, как нам получить ресурс от своего потенциала. Приведу в пример Коктебель. За весь этот год доходная часть поселкового бюджета выросла в разы, притом, что там только начали входить в нормальное русло положенные платежи за землю, за аренду.

– Довольны результатами борьбы за бесплатные пляжи?
– Определенных успехов достичь удалось: в 2009 году было около 60 бесплатных пляжей, сейчас около 300. Хотя надо еще доломать стереотип поведения и мышления некоторых людей, считающих, что если они на берегу что-то построили, значит, они могут огородить себе кусок пляжа. Пляж – это общенародная собственность.

– Какие места в Крыму любите больше всего? Какой курортный город Крыма, на Ваш взгляд, сейчас обладает наибольшим потенциалом?
– Традиционно регионом с наибольшим потенциалом считался ЮБК, но он сегодня уже так перегружен! Я уже не знаю, где сейчас можно в Ялте спокойно в море искупаться. У нас есть возможность развивать Восточный и Западный Крым. Но это удаленные территории и там, чтобы что-то развивать, надо построить дорогу, провести коммуникации, а это – большие деньги. Я, к примеру, предлагал инвесторам, чтобы для «дикарей», которые отдыхают в районе Сак и Евпатории, сделать кемпинг, чтобы там были нормальные туалеты, вода, возможность подключиться к электричеству. «Дикари» платили бы небольшие деньги и отдыхали в палатках, но по-человечески: не оставляли бы после себя столько мусора, не портили бы экологию.

– А Вы сами где купаетесь?
– Очень люблю сам ездить за рулем, поэтому предпочитаю дальние регионы Крыма. Например, в этом году съездил на мыс Опук – красивейшие места! Там заповедник, идеальная песчаная полоса. Очень нравятся Тарханкут, Арабатская стрелка.

– Каждый раз так далеко уезжаете?
– Мое появление на людном пляже сразу вызовет нездоровый ажиотаж. Знаете, как в армии говорят: «генерал по утрам бегать не должен, бегущий генерал вызывает панику в войсках» (смеется).

«Кадровые перестановки будут, причем на уровне глав министерств и комитетов»

– Не так давно сайт «Украина сегодня» назвал Вас вторым по популярности губернатором Украины, а в рейтингах журналов «Корреспондент» и «Фокус» Вы стабильно входите в топ самых влиятельных политиков. Как относитесь к этим рейтингам и своей позиции в них?
– Рейтинги, с моей точки зрения – это субъективный критерий. Самое главное – как оценивают тебя люди. Общение с людьми позволяет определиться для самого себя, делаешь ли ты свою работу на нужном уровне. Мне очень приятно, когда на «горячую линию» поступает много благодарностей: за проведенный телефон, подключенную воду или газ.

– Вопрос который почти всегда интересует журналистов: в Совмине планируются какие-то кадровые изменения, перестановки?
– Будут, причем на уровне глав министерств и комитетов, их заместителей и начальников управлений. В мире нет ничего постоянного. Кто-то начинает работать хуже, кто-то – лучше, кому-то поручили больший объем работы, а он его не потянул. Два главных требования, которые я предъявляю своим подчиненным: профессионализм в своей отрасли и неравнодушие к проблемам людей. Если каким-то из этих требований чиновник не соответствует, нужно его заменять. Поэтому кадровые перестановки будут. Какие именно? Пусть это будет небольшая интрига (смеется).

– В Украине стартовал новый политический сезон. Каковы задачи в нем крымского руководства?
– Очень надеюсь, что текущая сессия Верховной Рады Украины будет более плодотворной, чем предыдущая. Особенно важно принятие законов об инвестиционной привлекательности Крыма и об изменениях в Налоговый кодекс, касающихся преференции для инвесторов. Эти законопроекты необходимо принять во втором чтении. Для Крыма они жизненно необходимы, поскольку если их не будет, мы рискуем оказаться в последних рядах среди регионов Причерноморья. Турция, Грузия, Россия уже приняли законы, предоставляющие льготы инвесторам. К примеру, в Грузии инвестору за один лари выделяют земельный участок для строительства отеля, освобождая его от уплаты налогов на пять лет. Законопроекты, касающихся Крыма, устанавливают нулевую ставку таможенной пошлины на ввоз оборудования и на пять лет освобождают инвесторов от уплаты налога на прибыль. Принятие этих документов даст серьезный толчок развитию крымской экономики и наполнению республиканского бюджета.

– Как часто Вы встречаетесь с Президентом? О чем беседуете?
– С главой государства мы встречаемся довольно часто в формате рабочих встреч, на которых я озвучиваю основные проблемы Крыма. Президент сразу же дает указания по их решению. Виктор Федорович знает проблемы Крыма. К счастью, мы находим понимание этих проблем и на уровне Кабмина и Верховной Рады Украины.

– Спортивная аудитория «Газеты» не простит, если мы не спросим про «Таврию». Как почетный президент, какие Вы видите перспективы команды, что можно сделать, чтобы она осталась в Премьер-лиге?
– Об отказе от клуба даже речь не идет. «Таврия» оказалась в тяжелом положении в силу целого ряда просчетов двухгодичной давности. Прежнее руководство загнало клуб в глухой угол. И это продлится еще минимум до конца этого сезона.

«Человек, который не мечтает о чем-то, перестает жить»

– Вы на «ТЫ» с современными технологиями? Или на «ВЫ»? «Смайлики» ставите в СМС? Какие у Вас любимые сайты?
– Я обычный пользователь Интернета, хотя первый компьютер на моем рабочем столе появился еще в 1996 году. Сайты просматриваю в основном новостные. Есть планшет, но пользуюсь им исключительно для чтения писем, приходящих на электронную почту и новостных сайтов. Ставить «смайлики» в сообщениях не считаю нужным. Лучше вместо этого написать какое-то слово.

– Бывают такие ситуации, что Вы отключаете телефоны и позволяете себе отдыхать вне доступа для всех?
– Телефон отключать я себе позволить не могу. Бывают разные ситуации, требующие быстрого реагирования, кроме того, есть отдельные телефонные звонки, на которые я просто обязан ответить.

– Вы – верующий человек?
– Да.

– А это давно к вам пришло: с детства или в сознательном возрасте?
– Учитывая, что я родился в семье военного, который априори был атеистом, крестили меня уже в зрелом возрасте.

– У вас есть мечта?
– А у кого ее нет? Человек, который не мечтает о чем-то, перестает жить. Мечта есть, не одна, а несколько. Одна из них – сделать Крым процветающим.

Подготовили Алексей Гончаров, Валентина Воробьева, Сергей Сапельник

Фото Светланы Борисовской