Тираны тоже влюбляются

 Впервые в Украине первую украинскую рок-оперу об иудейском царе поставили в крымском театре 

Врез: «Ирод!» – если вы услышали подобное восклицание, не спешите приравнивать его к ругательству, быть может, этот человек посетил одноименную рок-оперу, премьера которой состоялась в Крымском академическом украинском музыкальном театре. Хотя сюжет разворачивается вокруг жестокого царя Иудеи, «прославившегося», например, убийством вифлеемских младенцев, спектакль отнюдь не кровавый: его главная задумка – любовь. Несчастная...

Объемная дорогостоящая постановка, пронизанная глобальным настроением, – вот что такое «Ирод». В свое время его мечтал поставить ныне покойный Богдан Ступка в Харьковском оперном театре, но не сложилось. Не осилили спектакль и многие другие украинские сцены, а вот наш симферопольский приют Мельпомены рискнул – и стал в Украине первопроходцем. 

Интересно, что на выбор в значительной степени повлияла даже не столько личность древнего тирана (между прочим, неоднозначная, ведь Ирод был и великим политиком, и воином, и храмостроителем, и, как оказалось, ранимым любовником), сколько музыка знаменитого киевского композитора Игоря Поклада. То грозная и беспощадная, как ураган, то светлая и небесно-высокая – ею действительно невозможно не проникнуться. 

– Нашему репертуару не хватало чего-то стоящего, и я поехал навестить Игоря Дмитриевича, с которым мы давно дружим и сотрудничаем. Среди прочих своих композиций он дал мне послушать отрывок из «Ирода», написанного на стихи Александра Вратарева. Я понял, что больше не отстану от этой музыки, – рассказал «Газете» директор театра, заслуженный работник культуры Украины Владимир Загурский.

Он понимал, что работа предстоит масштабная, причем в довольно ограниченные сроки: все подготовить и отрепетировать за три месяца вместо идеальных семи-восьми – чем не подвиг? Поэтому очень важно, чтобы идеей загорелись сами постановщики. И здесь Загурский не прогадал, когда назначил режиссером лауреата Премии АРК Владимира Косова, поставившего в 2010-м аншлаговую рок-оперу-балет «Юнона» и «Авось». 

Правда, если этот хит московского театра им. Ленинского комсомола гремит уже 30 лет (у каждого на слуху это «Я тебя никогда не забуду»), то новое детище на тему, соприкасающуюся с Новым Заветом, не знакомо широкой публике, и пока неизвестно, будет ли оно пользоваться такой же популярностью. Однако у спектаклей есть общее – история любви, увы, без «хэппи-энда». А все, что связано с этим чувством, привлекает всегда. 

«...Солги, солги, я так тебя молю... Скажи хоть раз: «Люблю тебя, люблю!», – Ирод падает на колени перед обожаемой им Мариамной, но она бесстрашно кричит в ответ: «Напрасно лед ты хочешь разогреть. Я не скажу, мне легче умереть!». Казалось бы, могучий, беспощадный правитель, а какую-то девчонку покорить не смог. Впрочем, этот герой в исполнении народного артиста Украины Валерия Карпова (во втором составе – лауреат Премии АРК Андрей Фомин) не производит впечатление такого уж деспота – это обычный, страдающий из-за несчастной любви человек, хоть и в короне.

Зато его хрупкая красавица-супруга (согласно историческим фактам, Мариамна, происходившая из священнической династии Хасмонеев – правителей Иудеи с 152 по 37 гг. до н. э., не по своей воле вышла замуж за Ирода как раз в 37-м году, когда его войска штурмовали Иерусалим), роль которой досталась Диане Буровой (на замене – новая солистка театра Марина Гиман-Лесовцова), полна решительной ненависти. Она догадывается, что дни ее сочтены (слишком уж агрессивно бросает упреки в лицо благоверному, и тот начинает терять терпение), но, выражаясь молодежным языком, совершенно не заморачивается по этому поводу. Просто не видит смысла жить. 

А вот царь, напротив, о своей судьбе еще как заботится – и поэтому упорно, год за годом, строит Храм, надеясь, что за это Бог простит ему все грехи (от знаменитого второго храма Ирода впоследствии не сохранится ничего, а останется лишь опора для укрепления Храмовой горы, известная как Стена Плача). Последняя удачно обыграна декорациями: используется стена-трансформер плюс элементы мультимедийного оформления. Поначалу рок-оперу так и думали назвать – «Стена Плача», но потом пришли к выводу, что «Ирод» все-таки лучше, в том числе и в кассовом плане. 

Впечатляет хореографическое решение: балет, символизирующий народные волнения, показан в лихорадочных ритмах, он весь такой страстный, на нервах (в костюмах, близких к аутентичным, изготовленных талантливым художником Геттой Петкевич)... Владимир Загурский специально пригласил главного балетмейстера Национального русского драматического театра имени Леси Украинки, заслуженную артистку Украины Аллу Рубину, тем более что она уже года два мечтала поставить «Ирода» хоть где-нибудь. Почему такой интерес?

– Библейская старина, обращение к истокам – это же так занимательно! И подход выбран правильный: это история не о злодее, а о духовных поисках, – сказала «Газете» Рубина. 

И ведь духовность приобрела вполне материальные формы: театр потратил на постановку свыше 200 тысяч гривен (для сравнения: одна из последних премьер – оперетта «Сильва», правда, восстановленная, а не поставленная «с нуля» – обошлась в 40 тысяч).

Прямая речь:

«Только не надо воспринимать мою пьесу как историческое сочинение, я просто придумал свою версию этой истории. «Ирод» – сказка про любовь, и до встречи – Вратарев».
(последняя строчка – из небольшого стихотворения, которое Александр Львович попросил «редакцию» передать Владимиру Загурскому: он собирался приехать на премьеру 30 мая, но в силу обстоятельств не смог, зато, возможно, посетит следующий показ 27 июня – это будет закрытие 58-го театрального сезона. – Авт.)

Александр Вратарев, украинский поэт, драматург, переводчик.

Господи, помилуй нас,
Все к тебе придем в свой час.
Божий суд всегда суров,
Божий храм – всегда любовь.*

(*Вот о чем пьеса «Ирод», подчеркнул Александр Вратарев, процитировав собственные заключительные строки).