«редакция» узнавала, как проходит стерилизация кошки, что делают врачи и как ведет себя животное
Подопытная героиня - Бэлла, кошка моей мамы. Милая сиамка была найдена маленьким котенком на мусорке три года назад. За это время она прошла через таблетки типа «Антисекс» с последующим облысением, роды прекрасной черной тройни, которую пришлось пристраивать на рынке, и постоянную нервотрепку хозяйки, когда сонмища котов с определенной регулярностью сбегались во двор частного дома. Разговор о стерилизации длился весь период пребывания Бэлки в мамином доме, но пугали слухи о свищах, абсцессах и даже летальных исходах после операции. Появление трех мохнатых продолжателей Бэлкиного рода ускорили процесс, нужно было решаться.
ШАГ ПЕРВЫЙ. ВЫБОР КЛИНИКИ
Да, это было непросто. Ветлечебниц в Симферополе не счесть. Подкупила рекомендация одной коллеги, которая буквально недавно лишила кошку радости материнства и похвалила врачей за внимание и заботу. Плюс был и в том, что клиника находится в центре города, удобно добираться с мученицей в руках, то есть в сумке. Предварительно созвонившись, определились с ближайшей субботой и суммой в 250 гривен. Большинство ветврачей берут за стерилизацию 200, но что-то подсказывало, что торг здесь неуместен. Да, Бэллу посадили на голодную диету: перед операцией 12 часов есть не следует.
Ехать пришлось общественным транспортом. Граждане в салоне маршрутки сочувственно посматривали на мяукающую сумку. Сердобольная старушка со знанием дела сказала, что назад везти будет проще. Я же, напротив, с трудом представляла, как будет выглядеть кошка после операции - шитая-перешитая, в бинтах, бандаже и упреком в глазах. Забегая вперед, скажу, что все оказалось гораздо проще.
ШАГ ВТОРОЙ. ОПЕРАЦИЯ
Приняли нас хорошо. Два улыбчивых айболита в белых халатах предложили устроиться в смотровой. Бэлла нервничала, я тоже. Павел Павлов, главный доктор и обладатель сертификата на ветеринарную помощь, ощупал кошку и сделал первую инъекцию. Я напряглась. Кошка, похоже, укола даже не заметила. Правда, дышать стала чаще.
- Это препарат, который ускоряет кровоснабжение, - поясняет Руслан Шадрин, начинающий ветеринар, - улучшает сердцебиение и дыхание.
Попутно выясняю, что Руслан только закончил Крымский агротехнологический университет, выбрал специальность сознательно, а в детстве приручал ящериц.
Я их ловил и держал в течение лета, и не одного. К осени отпускал. Ящерицы достаточно легко приручаются, их можно посадить на плечо и ходить. Они сидят и смотрят, даже интерес к телевизору проявляли. Кормил насекомыми.
Ты насекомых не любишь? - шутит Павел Павлов и колет Бэлке наркоз.
Через несколько минут кошка погружается в сон, ее относят на хирургический стол, сообщив, что нужно еще побрить живот, а меня выпроваживают на два часа. Операция, как объяснил Павел, длится 45 минут, остальное время кошку просто наблюдают.
ШАГ ТРЕТИЙ. ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Бэлла лежит на операционном столе. Ей уже надели бандаж, и она пытается ползти, иногда постанывая. Это она отходит от наркоза, успокаивает Павел. Теперь все зависит от послеоперационного ухода.
- Динамика нормальная. У нее могут быть галлюцинации, боли - нет, не пугайтесь. Самое главное, чтобы она не добралась до ранки, не стала ее вылизывать, поэтому и нужен бандаж. Мы вам дадим и пластиковый воротник для подстраховки, если уходите куда-нибудь, то лучше надеть.
Павел дает пузырек с антибиотиком, который колет сразу при мне. Остальные четыре дозы придется колоть внутримышечно в кошачье бедрышко самостоятельно. Еще необходимо обрабатывать шов йодом раз в день. Через два дня, если шов будет сухой и не припухлый, можно уже не мазать.
А что вы ей вырезали? - любопытствую.
А вот, смотрите, - демонстрирует Павел несколько розовых полосок в кулечке. - Это матка и яичники. Вот один, вот второй. Связки и сосуды, на которых висят яичники, перевязываются, потом уже отделяется матка. Мы применяем отработанную модель операции, используем медицинский шелк. Дело не только в материале, а в том, как мы его накладываем.
Договорившись о созвоне через несколько дней, прощаемся. Бэлка покоится в сумке, постепенно отходя от наркоза. По дороге к маме перечисляю в уме задания на дом: укол, завтра утром новый бандаж и снова укол.
Врач сказал, что к вечеру того же дня кошка сможет ходить. На деле Бэлла в бандаже из простыни, напоминающая куклу в неудачном платье,только ползала, делая попытки запрыгнуть на диван.
Кстати, у нее сильно упала температура, потом выяснилось, что это в пределах нормы. Павел посоветовал за ней следить, чтобы не упала с высоты, насильно не кормить и воду не заливать. И ни в коем случае не смеяться над внешним видом, чтобы
не обижать животное. (Это оказалось актуальным, потому что в тряпичном коконе Бэлла выглядела суперпотешно.)В общем, самыми беспокойными были первые два дня. Казалось, что ни за что не получится самим надевать бандаж (его меняли четыре раза), тяжело давались инъекции, страшно было, что кошка разорвет свое платьице и повредит шов. Но Бэлла оказалась на удивление дисциплинированной пациенткой. И заросло все на ней, как на собаке.
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. СНЯТИЕ ШВОВ
Все надежно срослось, рубец хороший, пройдет время, и он исчезнет, - констатирует Павел, осматривая Бэллу спустя неделю. - Преимущество этого шва, который называется восьмерка, в том, что не остается инородных тел в виде шовного материала. Свищи как раз и возникают из-за того, что в глубине остались нитки. От технического исполнения операции зависит 80% ее успеха, 20% - от состояния кошки.
Швы Бэлке снимали в два этапа: два в субботу, еще два в понедельник. Оба раза она реагировала спокойно. Мама, когда мы собирались на последнюю процедуру, специально для «Газеты» сделал заявление: Я довольна, - и прослезилась.
Что по этому поводу могла бы сказать Белла, я догадываюсь. Теперь при наших встречах она делает ноги. Но как вспомню ее котят, которых пришлось отдать за 75 гривен (платили мы, за содержание малышей) в руки Ирины, которая берет их на бесплатную реализацию (так, по крайней мере, обещает) в районе Центрального рынка, понимаю, что это был единственный выход. Солидарны с этим и ветеринары. Более того, такая операция снимает риск рака молочной железы у кошек. В общем, чем раньше делать стерилизацию, тем лучше. Оперировать до родов или после - вопрос открытый.
Это индивидуально, если она принесет хоть одно потомству, ее внутренние связки немножко растянутся, и врачам будет удобнее провести операцию, - говорит Руслан Шадрин. - Но четко сказать, что лучше, нельзя.
ШАГ ПЯТЫЙ. ЖИЗНЬ ПО-НОВОМУ
Как она будет складываться у Бэлки, пока сказать сложно. Говорят, что подобные операции сокращают кошкам жизнь. Павел считает, что, если не допускать ожирения, она может прожить даже больше, чем нестерилизованная, у нее меньше риска в жизни.
- Минусов никаких в этом нет, - говорит Павел Павлов. - Кроме несложного послеоперационного периода. Во всяком случае, это гораздо лучше, чем пичкать животное таблетками и вмешиваться в его гормональную систему.
Еще говорят, что стерилизованные кошки становятся менее активными. Пока это не проявляется, хотя те, кто прошел со своими питомцами подобную процедуру, подтверждают наблюдение.
Советовать ли другим владельцам кошек стерилизовать их? Да, советую. Боязно, но надо. Даже если у вас рука поднимается топить котят. Опустите руку, возьмите кошку и идите к врачу (проверенному). Вы свой моральный статус повысите, да и кошка тоже.
Алена Попова.
Фото Светланы Борисовском.
Фото на превью:18 ноября. Ветклиника в Симферополе. Павел Павлов обрабатывает шов спиртом.
на фото: Хозяйка кошки Людмила Головчанская с Бэллой в бандаже перед поездкой на последнюю процедуру в ветклинику.