С милым рай бывает и в снопах: история о совсем не бедной Лизе

На сцене украинского театра показали первый в истории мировой классики комедийный балет

Вы когда-нибудь хихикали на балете? Нет, не потому что у артистов мужского пола слишком, как вам кажется, обтягивающие лосины, а потому что сюжет имеет юмористическую окраску. Предприимчивая мамаша, желая выгодно выдать замуж единственную дочь, всячески препятствует ее встречам с бедным парнем, но в итоге сама же толкает их в объятия друг друга – когда по неведению запирает дитятко в чулане, где прячется пронырливый кавалер. Добавьте сюда незатейливые народные мелодии, сельские декорации, танцы со снопами-серпами, потешную чудаковатость некоторых героев... И вот оно – двухактное действо «Тщетная предосторожность», поставленное французским хореографом Жаном Добервалем более 200 лет назад.

Такая архаика и в то же время новаторство – ведь Доберваль, которого называют основоположником комедийного балета, впервые показал зрителю не каких-то великих героев, а самых простых людей с самыми обычными заботами – не могли не появиться в репертуаре Крымского академического украинского музыкального театра, тем более, что «Тщетная предосторожность» давно и с успехом идет на мировых сценах.

Легкий, понятный, позитивный и якобы основанный на реальных событиях спектакль: говорят, в одной деревушке и впрямь имела место курьезная ситуация с «плохо присмотренной дочерью» (таков дословный перевод названия с французского), а постановщик стал ее свидетелем.

В центре повествования – влюбленные Лиза (заслуженная артистка Украины Мария Бережная) и Колен (Владимир Одуд). Их отношения, облаченные в танцевальную форму, – невероятно трогательны, да и вся атмосфера навевает сентиментальность: пляшущие молодые крестьяне на фоне живописных пейзажей, клюющие корм курочки-цыплята (учащиеся детской балетной студии)...

Но до чего удачно эту скучноватую идиллию разбавляет милое дурачество местного шута Никеза (Эрнест Пртыхов), который тоже претендует на руку и сердце первой красавицы! Как потом признался сам Эрнест, здесь он смог продемонстрировать не только хореографическое, но и эмоциональное мастерство, проявить чудеса мимики.

Изюминкой считается партия «большой мамочки» Марцелины, по традиции отданная мужчине (ее поочередно исполняют два Николая – Лапунов и Герман): суровая дама бойко отбивает чечетку, уморительно поигрывая объемным «филейным местом».

Кстати, Николай Лапунов – еще и художник-постановщик представления. Декорации, костюмы максимально приближены к реальности той эпохи и в то же время носят неповторимый авторский отпечаток (над эскизами он работал два месяца).

– «Тщетная предосторожность» входит в сокровищницу мировой классики, а па-де-де из нее (танец двух исполнителей. – Авт.) – в международные конкурсы артистов балета, которые проходят в Москве, Париже, Токио, – рассказала главный хореограф театра, заслуженный деятель искусств АРК Ольга Быкова. – Учитывая, что мы с братом (балетмейстером-постановщиком Сергеем Быковым, которому 25 января исполнится 60 лет. – Авт.) занимаемся сохранением чисто классического репертуара, нельзя было обойти стороной этот уникальный старейший спектакль (таких, кстати, осталось еще два: «Сильфида» – 180 лет и «Жизель» – 171 год. – Авт.).

На вопрос, что нужно сделать, чтобы у крымчан – а особенно у молодежи – появился интерес к балету, Ольга Александровна отвечает лаконично: приходить и смотреть. И тут же вспоминает случай:

– Жена буквально силком затянула мужа на «непонятное» для него представление, а после этого он... начал восторженно ее благодарить, и теперь всех своих друзей тащит в театр, говорит, мол, такое ощущение, что танцоры выражаются словами...

Следующий показ спектакля запланирован на 26 января.

На фото: Дочь зажиточной крестьянки Лиза (заслуженная артистка Украины Мария Бережная) и бедный юноша Колен (Владимир Одуд) смогли пожениться благодаря курьезному случаю.

 

Что говорят солисты


1. «Тщетная предосторожность» больше всего впечатлила меня тем, что...

2. Самое сложное (необычное) в моей роли было то, что...

3. О своем (-ей) партнере (-ше) я могу сказать, что он (она)...

4. Этот балет найдет отклик в душе зрителя, потому что...

Владимир Одуд:

1. ...это прежде всего добродушная история о любви, с массой курьезных и жизненных ситуаций.

2. …играя героя-любовника, озорного юношу, мне удалось раскрыть в себе много новых технических способностей. А еще я впервые работал на сцене со своим товарищем по жизни – Николаем Германом, который замечательно вжился в партию Марцелины.

3. ...виртуозная исполнительница как классических, так и современных постановок. Опытная партнерша в дуэтном танце. Добрый и отзывчивый человек.

4. ...зритель сможет узнать себя в тех или иных ситуациях, которые происходят с главными героями, да и романтический, веселый настрой спектакля, по-моему, никого не оставит равнодушным.

«Поддразнивали ли меня, что я занимаюсь балетом? Бывало, но все насмешки пропадали после моего риторического вопроса «А ты так сможешь?»


Мария Бережная:

1. ...она насыщена актерской игрой, а я очень люблю играть.

2. ...эта роль – из технически тяжелого балета: постоянно находишься на сцене, и не всегда хватает сил и дыхания... Но, думаю, зрителю это не видно.

3. …веселый, все замечания впитывает в себя, как губка, никогда не обижается и не противоречит, с ним очень легко работать. А понимание, уважение и трудолюбие – самое главное в нашей деятельности! 

4. ...он светлый, добрый и весьма красочный.

«Главная диета – физический труд. Да, у балерин случается много травм, самые обычные – это растяжения, которые, впрочем, можно избежать, если хорошо разогреться»

Справочная «Газеты»

И Владимир (приехал из Запорожья), и Мария (ее родной город – Ялта) в свое время работали в Донецком национальном академическом театре оперы и балета имени Соловьяненко. До этого он учился в Киевской муниципальной украинской академии танца им. Лифаря, а она – в Школе хореографического мастерства имени Писарева в Донецке.

Любимые партии в украинском театре: у него – Хулиган («Барышня и хулиган» Шостаковича), Красс (дивертисмент из балета «Спартак» Хачатуряна); у нее – Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева), Китри («Дон Кихот» Минкуса), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Асафьева), Кончита (рок-опера-балет «Юнона и Авось» Рыбникова).

И, конечно, оба уже успели полюбить свои новые роли – Лизы и Колена.