«Осьминог мне в ляжку! Крокодил мне в пятку!»

Подобными фразочками смешил маленьких зрителей капитан пиратского корабля – эксцентричный, веселый и совершенно не страшный «мужчина в самом расцвете сил»

В Крымском академическом украинском музыкальном театре состоялась премьера «разбойничьего» боевика для детей «Веселый Роджер» в постановке Владимира Косова. Герои искали клад, ссорились, прошли через массу испытаний, а в финале обрели простую истину: самое главное сокровище – дружба.

Несмотря на буднее утро, партер почти заполнился: в основном это были младшие школьники, которых привели учителя. Ребята галдели, вертелись в креслах, а услышав перед началом просьбу отключить мобильные телефоны (в России, например, собираются легализовать устройства, блокирующие сигналы сотовых в зрительных залах), дружно принялись тыкать в кнопки. В общем, публика подобралась на редкость шумная и непоседливая, что вполне понятно: автор этих строк последний раз смотрела театральную сказку в глубоком детстве и, пожалуй, вела себя ничуть не лучше.

Тем не менее спектакль получился под стать аудитории – такой же подвижный, а кроме того, весьма экстравагантный, насыщенный спецэффектами, песнями и доброй моралью. Правда, местами проскальзывала явная «взрослость»... Да что там! Основная задумка – чувства, героиня получает советы старших подруг типа «веди себя так-то и так-то, чтобы любил сильнее». Пожалуй, не самый подходящий вариант для 8-11-летних. Хотя, учитывая продвинутость нынешних детишек…

«Love-story» юных персонажей не совсем пришлась по вкусу и присутствовавшим педагогам: Он увлекся Ею после того, как… ударил ее веслом по голове. Впрочем, чего удивляться? Боевик все-таки.

В центре действия – две соперничающие команды, обладательницы двух половинок карты, указывающей местонахождение клада: «Волки» (мужская) и «Кошки» (женская). Причем, первой «бандой» руководит хоть и устрашающей наружности, но довольно безобидный весельчак (Андрей Фомин), а второй – миловидная, но хитрая и алчная «хищница» (Ольга Котляренко). Они преодолеют множество преград и едва не погибнут, прежде чем поймут: никакие сокровища не заменят чистых человеческих отношений.

Режиссер Владимир Косов выбрал «Роджера» не случайно – уж слишком много на сцене украинского театра идет классических сказок, а хотелось попробовать что-то новое, неожиданное, гротескное. Его герои – не безжалостные злодеи, и пиратство для них – всего лишь предлагаемое обстоятельство, а не образ жизни.

Сценарий написал российский драматург и режиссер Дамир Салимзянов, музыку – крымский композитор Семен Чудак, ранее уже сотрудничавший с Косовым. Очень доволен постановщик работой художника-оформителя Николая Лапунова, мыслящего современно, в духе молодежного театра.

Интересно, что инициаторами постановки были сами актеры, вдобавок ее получилось поставить к лету – в аккурат к каникулам и отпускам, чтобы с малышами могли прийти их родители. «Для детей надо стараться вдвойне», – потеплел голос режиссера в конце беседы.
Стоимость входного билета тоже вполне «детская» – 10-20 гривен.

Не влезай – убьет

Веселый Роджер (англ. Jolly Roger) – пиратский черный флаг с черепом и костями. Существует несколько версий его происхождения. По одной из них, в период эпидемии чумы, холеры или иной смертельной болезни на палубах вешали специальное знамя – две диагональные белые полосы на черном фоне. Это было предупреждение другим кораблям держаться от «опасного сектора» как можно дальше, и пираты нередко использовали его не для устрашения, а чтобы не отвечать на лишние вопросы. Со временем белые полосы превратились в скрещенные кости.

Почему столь долго держится мода на одежду и аксессуары с «погибельной» символикой? Вот какие предположения нашлись на интернет-форумах:
– «Вероятно, люди, жизнь которых не сопряжена с серьезным риском, ощущают себя значительнее, надевая одежду «с намеком».
– «Череп с костями – очень древний символ, который словно предупреждает человека: «Memento mori!» (в переводе с латинского – «Помни о смерти!»)».
– «Мода эксплуатирует абсолютно все, что может эмоционально затронуть человека, а значит, привлечь к продаваемой продукции».
– «Данный символ – это не просто графическое изображение, а дух «старухи с косой». Не страшно ли играть с «тем светом»?

На фото: игра «по перетягиванию» влюбленных юнг командами-соперницами «Волки» и «Кошки» закончилась ничьей: молодым важны не состязания, а чувства друг к другу


Фото Юлии Лыковой