Саммит YES в Ялте: послесловие с продолжением

Авторитетная дискуссия в международном формате дала ясно понять: альтернативы ассоциации с ЕС сегодня уже не существует

«Сталин бы в гробу перевернулся, наверное. Но нам удалось преодолеть разрушительные последствия Ялтинской конференции 1945 года. Надеюсь, что удастся и Украине» – эти слова главы польского МИДа Радослава Сикорского можно считать концентрированным геополитическим выводом всего содержания десятой конференции YES, проходившей в Ливадийском дворце в минувший уик-энд. Пусть сравнение с 1945-м и будет несколько натянутым, пусть контекст и масштаб событий, безусловно, другой. Принципиально важно то, что именно сейчас и европейские партнеры, и наше руководство заверили друг друга в обоюдности своих стремлений для подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС. И это действительно уже совсем другая Европа.

Конечно, лукавством будет утверждать, что все однозначно решено и что 28 ноября подписи под cоглашением будут лишь формальностью. Преувеличением не будет и то, что на встрече в Ялте был еще один участник, правда, заочный. Да, это Юлия Тимошенко. Ее «персональное дело» остается нерешенным, а значит, деятели ЕС имеют основания задавать вопросы нашему руководству. И тут можно наблюдать очень тонкий и важный нюанс: европейцы налегают на политические обстоятельства заключения экс-премьера, но вот само его содержание не очень-то и хотят брать во внимание. В принципе, говорилось об этом уже сотни раз, но Тимошенко ведь сидит за вполне понятное преступление: превышение служебных полномочий, которое привело к ущербу экономике страны. Не будем напоминать о «газовых контрактах». Лучше напомнить о бывшем премьер-министре Исландии Гейре Хорде, которого привлекли к суду за последствия финансового кризиса для страны. Да, в итоге его не посадили, но сама процедура этого процесса в Европе не вызвала протестов. Как никто не делает замечаний властям, например, Германии за преследование экс-президента Кристиана Вульфа за экономические преступления. Так и перевод «дела Тимошенко» в разряд политических подрывает основы судебной системы Украины. О чем, собственно, президент Виктор Янукович и рассказал в Ялте, заметив, что поиск решения «по Тимошенко» возможен только на основе компромисса, который лежит в судебной плоскости. Вот если честно: а что еще мог бы ответить президент? 

Конечно, говорили в Ялте и о газе и его цене для Украины. И в этом смысле вся история с контрактом 2009-го как нельзя лучше объясняет всю подоплеку экономических проблем страны и стремления их решить наименее болезненным способом. А потому важны те слова европейцев, которые недвусмысленно заявляют: Украина может рассчитывать на поддержку Европы и может не бояться выпадов...

Дни до Вильнюсского саммита проходят очень быстро, а ставки в этой крупной игре слишком высоки. И поэтому важно, что в Ялту приехал основной стратег Таможенного союза – советник президента России Сергей Глазьев. Очень показательно, что он изложил позицию своей страны, прямо заявив, что, подписав соглашение, Украина поставит себя на грань дефолта. Ну, от слов заслуженного экономиста отмахиваться так просто нельзя. Но вот эту его логику понять очень трудно. Если Россия заинтересована в том, чтобы Украина не попала в сложное положение (что также постоянно подчеркивается), то почему она не предлагает другого рецепта, например, не считает возможным пересмотреть «газовый договор», называя его «прекрасным»? Если есть в московских кабинетах такая озабоченность судьбой соседа, то отчего не предлагаются пути, которые могли быть выгодны обеим сторонам? Чего греха таить, фактически-то мы уже прекрасно знаем, что такое играть по «российским правилам», в них очень часто выигрывает только одна сторона. Да, рая после 28 ноября, конечно же, не наступит. Однако то, что наши производители получат новые горизонты для своей работы – факт, который сложно опровергнуть. Более того, настрой официальной Украины, неоднократно озвученный и в Москве, и в Киеве – мы готовы продолжать диалог с Россией – отчего-то вызывает в Москве какую-то странную аллергию. Вот «нахлебниками» нас назвали на прошлой неделе устами представителя МИДа(!) России... Ничего себе! Это ли не дипломатический перебор?

Саммит YES может считаться очередной вехой открытости и торжества принципа дискуссии в украинской политике. А это значит, что новый политический сезон даст еще не одну возможность пронаблюдать, как развивались, затронутые на нем темы. И откроет повод для очередной встречи ровно через год. 

Победа Меркель поможет евроинтеграции

В минувшие выходные консервативный блок «Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз» (ХДС/ХСС)» во главе с канцлером Ангелой Меркель набрал на парламентских выборах 41,5% голосов. Таким образом, канцлер привела свою политсилу к лучшему результату на выборах за последние 20 лет. То есть теперь Меркель может вновь сформировать «большую коалицию» с левым центром – социал-демократами, получившими 25,5% голосов. «Это отличный результат. Вместе мы сделаем все, что возможно, чтобы следующие четыре года были успешными для Германии», – заявила Меркель своим сторонникам.

 

Но главными для Украины все же стали ее слова о том, что текущая европейская политика Германии способствует интеграции и будет продолжать оставаться дружественной этому курсу. Причин  менять такую политику канцлер не видит.


на фото: Иногда самые важные разговоры ведутся в кулуарах. Бывший президент США Билл Клинтон и Президент Украины Виктор Янукович. ов Шимон Перес.