Легендарный памятник обрел вторую жизнь

Легендарный памятник обрел вторую жизнь

Они были свидетелями и рассвета СССР и эпохи застоя, выстояли в перестройку, но реставрация чуть не стоила им жизни. 9 лет назад памятник демонтировали для реставрации, которая затянулась на долгие годы. В возвращение рабочего и колхозницы уже никто не верил. В 2003 году памятник привозят в НИИ Стальных конструкций. Это было единственное место где стальные гиганты могли поместится. Чтобы разместить статую высотой в 23,5 метра понадобился цех размером с пятиэтажный дом. Общая площадь цеха около 2000 кв.м. Здесь рабочего и колхозницу разбирают сначала на 17 частей, а затем на 40. Задача стояла провести анализ состояния скульптурной композиции и возможности ее реставрирования.  Уникальные гранитные памятники могут делать и в настоящее время. Компания Антик профессионально занимается производством на заказ как одинарных памятников, так и эксклюзивных комплексов
Пока реставраторы думали смогут ли они спасти рабочего и колхозницу властями города была предложена идея музея целиком посвященного монументу. Музей открылся только в 2010 году. Здесь о рабочем и колхознице знают все. Оказывается, это не просто памятник, а фрагмент павильона СССР на всемирной выставке в Париже в 1937 году. В то время напротив советского павильона расположился павильон Германии. Дождавшись, когда рабочий и колхозница были установлены немцы надстроили свой павильон так, что он стал на 10 метров выше, а на крыше посадили железного орла. Но перспектива сыграла с немцами злую шутку. На фоне монумента Веры Мухиной орел выглядел как воробей.
Уникальность рабочего и колхозницы не только в размерах и пропорциях, но и в материале. Памятник был сделан из нержавеющей стали, которую применяли в авиастроении, но никак не в скульптуре. Именно из-за этого материала спустя 66 лет реставрация стала тяжелым и кропотливым трудом. Внутри скульптуры установлен каркас, который и держит на себе весь вес конструкции. Принцип изготовления взят из авиастроения.
Исследовать памятник поручают экспертам московского института авиационных материалов. Специально для реставрации они придумывают фотоспектральный метод. Два месяца подряд фрагмента памятника подробно фотографируют. Затем эти снимки в количестве более пяти тысяч анализируют на компьютере, раскладывая цветовой спектр ищут визуальные отличия пораженных коррозией участков от нетронутых.  Затем эти участки заменили на новые, установили новый стальной каркас и 4 декабря 2009 года легендарный памятник вернулся на место.