Из-за аденоидов ребенок может потерять слух

Поэтому их нужно удалять, а вот гланды теперь срезают лишь частично

Всякий, кто провел хоть несколько дней с заложенным носом, понимает, насколько это тяжело. А если нос не дышит постоянно? С такой проблемой сталкивается почти треть детей, и причина у многих – увеличенные аденоиды.


От насморка до менингита

На родительских форумах в Интернете, посвященных детским болезням, аденоиды – одна из самых популярных тем. А один из наиболее обсуждаемых вопросов – удалять эти самые аденоиды или нет (если они увеличились и стали мешать ребенку жить). Сторонники удаления уверяют, что после этого дети не только начинают нормально дышать, избавляются от постоянного насморка, но и гораздо реже болеют. Противники говорят, что удалять аденоиды бессмысленно, ведь они могут вырасти вновь, так что лучше перетерпеть – к подростковому возрасту аденоиды сами исчезнут. Что тут правда, а что выдумки?

– Операции по удалению разросшейся аденоидной ткани мы просто так, на всякий случай, никогда не делаем. Для этого должны быть веские причины: сочетание определенных жалоб родителей с той картиной, которую мы видим при обследовании. Если родители жалуются, что ребенок часто болеет простудными заболеваниями, что насморк у него почти не прекращается и имеет слизисто-гнойный характер, обнаруживается гайморит, при этом ребенок стал хуже слышать – он включает телевизор громче, подставляет ушко, когда ему что-то говорят, то велика вероятность, что всему виной хронический аденоидит, – рассказала «Газете» Людмила Гуляева, главный детский отоларинголог Крыма, заведующая отоларингологическим отделением Республиканской детской клинической больницы.

Как объяснила Людмила Васильевна, в детском возрасте наличие аденоидов (иначе их называют носоглоточными миндалинами) – это совершенно естественное явление. Они выполняют защитную функцию, способствуют выработке веществ, защищающих слизистые верхних дыхательных путей от проникновения инфекций. Если ребенок здоров, то аденоиды ему жить нисколько не мешают. При этом до 6-7 лет они растут – и это тоже совершенно естественно. Однако довольно часто аденоиды у детей разрастаются сверх нормы. С чем это связано? С частыми простудами, с аллергией, с состоянием иммунной системы ребенка, с некоторыми анатомическими особенностями (в частности, с искривлением носовой перегородки). Разросшиеся аденоиды становятся очагом вирусов и бактерий, которые атакуют все вокруг: у детей с увеличенными аденоидами слух, как правило, ухудшается из-за отитов (то есть воспалений уха). Эти воспаления и сами по себе лечатся с трудом, и осложнения могут дать очень тяжелые, вплоть до необратимого значительного ухудшения слуха или до менингита.

– У нас был случай, когда у девочки из-за гнойного воспаления среднего уха, которое не лечилось правильно (мама не обращалась вовремя), образовался гнойник в височной области головного мозга. Мы очень долго и сложно ее лечили, и, слава богу, наше лечение увенчалось успехом, – рассказала Гуляева.

«Подарок» на всю жизнь

Вывод из вышесказанного очевиден: если аденоиды создают угрозу для здоровья ребенка, их надо удалять. «Отрастут» ли они вновь? Да, такое иногда бывает.

– Дело в том, что до 6-7 лет аденоидная ткань в норме развивается, то есть даже у здоровых детей она растет (другое дело, что не в таких масштабах, как при аденоидите). И если аденоиды удалены до этого возраста (а по показаниям мы удаляем их и двухлетним детям, и даже раньше), то они действительно, хоть и в редких случаях, могут вырасти опять. Особенно если их причина – аллергия и аллергенные факторы не устранены. Но поверьте, что даже если так случится, то лучше удалить аденоиды еще раз, чем ребенок будет годами мучиться и его здоровью будет угрожать множество осложнений – с хроническим аденоидитом сопряжены более 50 сопутствующих заболеваний! К тому же мы сейчас удаляем аденоиды в том числе и с помощью эндоскопических операций, а в этом случае число осложнений и рецидивов минимально. Но и обычные операции у нас проводятся на весьма высоком уровне – всегда только под общим наркозом, с использованием современных анестетиков, обезболивание – на европейском уровне, – заверила Людмила Васильевна.

Что касается рассказов о том, что с возрастом аденоиды исчезнут сами собой, то это правда, но лишь отчасти. 

– Если у ребенка нет никаких проблем с аденоидами, то аденоидная ткань со временем действительно подвергнется обратному развитию. Но если произошла гипертрофия аденоидной ткани и она увеличилась в силу тех причин, о которых мы говорили, то она уже никогда не уменьшится. В военкоматах, на профосмотрах у очень многих взрослых людей обнаруживается увеличенная аденоидная ткань, из-за которой они страдают. Частые насморки у них продолжаются, продолжается заложенность носа, дискомфорт, с этим связанный. И к ЛОР-врачу они не просто ходят значительно чаще – это вообще, что называется, их доктор, – объяснила наша собеседница.

Гланды можно удалить частично

– Дыхание через нос чрезвычайно важно для людей всех возрастов. «Свобода носовому дыханию» – это девиз, под которым работают все отоларингологи. Если у пациента, с одной стороны, нарушено носовое дыхание (из-за избыточной аденоидной ткани или искривленной носовой перегородки, или полипов), а с другой стороны, у него хронический тонзиллит, то первое, что мы делаем, это восстанавливаем дыхание через нос. И зачастую бывает так, что таким образом мы решаем и вопрос с тонзиллитом – дети перестают болеть ангинами, – рассказала Гуляева. 

Но, конечно, небные миндалины (они же гланды) могут представлять и отдельную проблему. Те времена, когда детям гланды удаляли чуть ли не поголовно, как лишний орган, от которого одни неприятности, давно ушли в прошлое. Доказано, что миндалины выполняют важнейшую функцию – они задерживают болезнетворные микробы и вирусы, мешая им проникнуть в организм. Сейчас гланды тоже оперируют, но, как правило, иным способом.

– Миндалины у ребенка могут быть настолько увеличены, что смыкаются. Дети с такими миндалинами – это просто страдальцы: они не могут нормально дышать, не могут нормально есть, им просто физически трудно через это препятствие протолкнуть пищевой комок. А если такой ребенок еще и заболевает простудой, ангиной, то эти миндалины совершенно перекрывают ему верхние дыхательные пути. В Европе, да почти во всем мире, такие миндалины просто удаляют, целиком и полностью. А мы в этом случае делаем гораздо более щадящую и правильную операцию – срезаем только ту часть миндалины, которая не участвует в защитном механизме, а ту часть, которая участвует, оставляем. Детям до пяти лет мы стараемся миндалины не удалять, а только срезать, после пяти – действуем по показаниям. Хотя, конечно, есть такие миндалины, которые нельзя подрезать, точнее, в этом случае частичное удаление не поможет, поэтому лучше сразу удалить целиком, – пояснила Людмила Васильевна.


На фото: Аденоиды расположены не в носу, как думают некоторые, а глубоко в своде носоглотки (невооруженным глазом их увидеть невозможно, нужны специальные инструменты).

Гланды попали в Книгу рекордов Гиннесса

Точнее, попал туда их обладатель, 21-летний американец Джастин Уэрнер. В 2011 году парню удалили небные миндалины (то есть гланды) – и их размеры оказались просто рекордными. Одна из миндалин доросла до 5,3 см в длину и 2,8 см в ширину, вторая – до 4,8 см в длину и 2,5 см в ширину. Сам рекордсмен отнесся к своим «достижениям» с юмором, но при этом серьезно заявил, что после операции он перестал храпеть и стал гораздо лучше спать.