Леонид Кучма: выдержка на 75

Экс-президент страны отпраздновал юбилей. Он очень хотел увидеть «Украину без Кучмы», его желание исполнилось. Свершение истории на наших глазах – очень интересное явление само по себе, но как жаль, что мы редко обращаем на него внимание

Кучма – хороший

Конечно, оценить десять лет пребывания у власти Леонида Даниловича сегодня задача не только непосильная, но и заведомо необъективная. Ведь все мы пристрастны, и кто-то в 94-м голосовал за него с очень даже оптимистичным настроением, которое сменилось в 99-м разочарованием, а к 2004 году стало однозначным раздражением. Но все же пока что более стабильного президента в истории страны не было. И эта стабильность имеет свои смыслы и основания. Да и вообще – после «шокового периода» Леонида Кравчука и «оранжевой пятилетки» Виктора Ющенко годы правления Кучмы кажутся чем-то таким всем понятным и спокойным. Отчего?
Все дело, видимо, в социальном происхождении экс-президента, которое он, кстати, всегда умело использовал и в нужных моментах – подчеркивал. Да, простой сельский парень без отца, выучился на физика, сумел пройти путь от обычного инженера до руководителя «Южмаша». Конечно, помогли и связи, и женитьба на дочери партийного чиновника. Но все это так типично для советского времени, что никому не кажется особенно зазорным. Из чего легко сделать еще один вывод: Кучма остался для многих «своим», то есть слишком много того, что так понятно, но при этом человек якобы «сделал свою жизнь сам». Так что Леонид Данилович – это такой воплощенный для всех нас образец советского чиновника, «Брежнев» в миниатюре, о котором почти все знаешь, над многим посмеиваешься, но почти все ему прощаешь.
Итак, Кучма для Украины и мира – это окончательный отказ от ядерного статуса и закрытие Чернобыля, это «большой договор» с Россией, закрепивший наши границы и снятие напряжения относительно Черноморского флота, это Конституция 1996 года, которая, как выяснилось, доказала свою дееспособность и актуальность в наши дни, это практически с нуля созданная политическая система, это целый класс современных украинских политиков, которые кто с честью, а кто с неохотой не могут не признать в Леониде Даниловиче своего «политического отца».
Десять лет президентства Кучмы – это становление страны, ее выход на подмостки мировой политики, а самое главное – это время осознания гражданами того, что Советского Союза больше нет. А значит, надо находить свой путь и свои аргументы для оправдания существования такого государства в мире. Вот тут как не вспомнить про «многовекторность» как основу внешней политики, про умение балансировать, про талант переговорщика, да и, в конце концов, и про «газ по 50 долларов» – это тоже надо было уметь. За десять лет о нас узнали, и, быть может, сделали первую попытку понять, что же это за страна такая, Украина? Разные лидеры и центры влияния сделали разные выводы, но то, что Украина перестала быть terra incognita – это уже был большой украинский прорыв, который навсегда будет связан с именем Леонида Кучмы. За что ему отдельное спасибо.

Кучма – плохой

Ну, петь дифирамбы мы и не собирались. Ведь справедливости ради стоит сказать, что уходя в 2004-м, Леонид Данилович имел самый большой личный антирейтинг среди тогдашнего майданного противостояния. Люди устали, люди видели во власти врага и возлагали персональную ответственность на Кучму. Справедливо? Во многом – да.
Вспомним, ведь Кучма – это и бешенная инфляция, и невыплата зарплат в бюджетном секторе по несколько месяцев, это и решение вопросов в «ручном режиме» и «под настроение» (самый яркий пример – заявление, что в вузы должны быть приняты все школьники-выпускники). Пожалуй, самое главное: именно при Леониде Даниловиче состоялось первичное распределение капиталов, и олигархическая априори несбалансированная экономика стала реальностью. Реальностью, в которой есть супербогатые и супербедные. Причем первые становятся таковыми не по праву своих открытий и изобретений, а от близости к власти и конкретным людям из окружения президента. А вот вторые, скорее всего, останутся навсегда в своем положении, ведь «социальные лифты» в такой системе работают в исключительных случаях.
В итоге страна не выдержала и вынесла весь свой гнев именно против системы, созданной Кучмой. Другое дело, что политики, пришедшие на смену Леониду Даниловичу, были попросту не готовы взять на себя ответственность за построение новой страны. Кучма строил то, что умел. Те же, кто ниспровергал его, думали, что смогут реализовать проект «новой Украины», а оказалось, что они готовы лишь выяснять отношения между собой.
Как бы там ни было – именно Леонид Данилович стал мастером и главным реализатором непубличной политики в стране, о которой все узнали благодаря «пленкам Мельниченко». Мир снова узнал об Украине, но теперь уже в совсем ином свете через призму «неотредактированных» разговоров в высшем кабинете страны. Это для мира не было ново. Ново было то, что запечатленные на пленку политики совершенно не стеснялись вести эти разговоры, и то, что когда их «припирали к стенке», не слишком по этому поводу переживали и в отставку и не думали идти. Вот все это и стало окончательно неинтересно и противно украинцам, которые, в общем-то, без сожаления с Кучмой расстались.

…А вообще Кучма был нужен всем нам. Ни один исторический персонаж не может быть только белым, или только черным. И Кучма – вот такой, в полосочку. Остальное уже дело выбора и симпатий каждого. А так – с юбилеем вас, Леонид Данилович.

Александр Севастьянов