Не больно ли будет падать, девочки?

Ровно полвека назад, 16 июня 1963 года, Валентина Терешкова открыла для женщин космос, став символом женской эмансипации по-советски. Вопрос: куда движение за равные права завело женщин спустя 50 лет и не придется ли оттуда выбираться? 

Полвека назад космос тоже был мужской территорией, 26-летняя ткачиха из Ярославля Валя Терешкова открыла его для женщин. Это событие феминистки ставят на одну ступень с поступком мадам Блумер, одевшей в 1851 году слабый пол в брюки! Делать карьеру, выбирать президента, мужа, путешествовать: сегодня, по всей видимости, эмансипация – уже свершившийся факт. Или это только видимость, а на самом деле в головах – женских и мужских – все по-прежнему? На пользу ли пошли женщинам равные права или, может быть, мы, как тот конь из басни Крылова, отпущенный хозяином на волю, не умея скакать без управы, сдуру свернул себе башку?

Вряд ли в СССР отправили Терешкову в космос из «феминистических» соображений, по официальным данным, стояла задача: «исследовать вопрос переносимости женским организмом условий космического полета», потому что советская наука «в качестве очередной задачи выдвигает вопрос о создании специальных космических станций, где люди смогут жить семьями». То есть Гагарин – первооткрыватель, а она – подопытный женский организм. И не в пресловутом равенстве прав и возможностей дело: слетал, мол, мужчина, а теперь очередь за женщиной. Тем более, что потом Терешкову Хрущев почти насильно выдал замуж за Андрияна Николаева. Счел Никита Сергеевич, что это будет очень здорово, поженить двух космонавтов. То, что этот брак оказался неудачным, как говорится, другой вопрос. Но о какой эмансипации может тут идти речь? 

По еще одной версии, идея включить в космическую гонку гражданку СССР родилась в 1962 году, когда в США второму космонавту планеты Герману Титову американцы рассказали, что феминистки лоббируют идею полета в космос женщины. И снова равноправие ни при чем: мы просто должны были обогнать Штаты.

– Женщины были действительно вовлечены в производство в массовом порядке, – рассказывает Анна Темкина – социолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, 20 лет занимающаяся гендерными исследованиями. – Но это не было ситуацией, в которой женщина имела право выбора: как работать, работать ли, сколько детей и когда рожать. Эмансипация представляла собой определенные государством форматы, они предполагали стандартное регламентирование жизни женщины. Государство обеспечивает женщине возможность быть работающей матерью, но никаких других вариантов у нее нет. Она не может быть неработающей, она не может не быть матерью. Вспомним хотя бы запрет абортов с 1936 по 1953 год.

Вряд ли 19 июня 1963 года советская гражданка сказала мужу: Терешкова удачно приземлилась на Алтае, так что сегодня посуду моешь ты. И все же, определенный поворот в сознании произошел.

– Мы с девочками (я тогда работала в библиотеке) за Валю радовались даже больше, чем за Юру (Гагарина. – Авт.), потому что Валя была наша, женщина, – вспоминает Наталья Степановна Калинина, пенсионерка из Севастополя. – Мы думали: если женщина полетела в космос, значит, мы ничем не хуже мужиков. И я впервые с тех времен, когда родила Ваську (сын. – Авт.), испытала гордость именно за то, что я женщина.

Но в целом жизнь гражданок Советского Союза осталась прежней. Правда, она все-таки была лучше, чем в позапрошлые века, когда девушек без спросу выдавали замуж, а мужья могли кутить, изменять и творить почти все, что вздумается. И уж точно лучше, чем в 1918 году: созданная Деникиным «Особая комиссия по расследованию злодеяний большевиков» утверждала, что в Екатеринодаре по инициативе Троцкого издали декрет, согласно которому девицы в возрасте от 16 до 25 лет подлежали «социализации». На социализацию, а проще говоря, безнаказанное изнасилование, выдавались мандаты. Справедливости ради отметим: Троцкий настаивал, что это клевета.

А вот фрагмент из книги Александры Алексиевич «У войны не женское лицо», в которой собраны воспоминания сотен фронтовичек: «Мы старались больше, чем мужчины, мы еще должны были доказать, что не хуже мужчин. А к нам долго было высокомерное, снисходительное отношение: «Навоюют эти бабы...» Женщин не считали равными, хотя воевали они на равных


Настоящая эмансипация пришла к нам в 90-е. Мы получили возможность жить так называемым гражданским браком, семейные пары вместе занимаются домашней работой, а за фразу «Это не мужское дело» можно теперь и без гарантированного исполнения супружеского долга остаться! Карьерный рост одинаково доступен для обоих полов, причем в декрет уже уходят иногда папы. Мамы становятся министрами и полковниками. Женщины, веками ущемляемые в правах, отвоевали все то, что прежде было доступно только мужчинам. Работаем теперь на равных, голосуем, холостякуем. Счастливы? 

А согласно исследованиям Кентерберийского университета, среди пар, которые делят поровну домашние обязанности, на 50% больше вероятность развода – мужчины по-прежнему предпочитают не сильных и самостоятельных, а тех, кто трепетно о них заботится. И обсуждение вышеуказанной книги по домоводству вызывает в интернете бурю негодования: женщины ругают «охреневших» мужиков, привыкших, что их надо «обслуживать», а «охреневшие» настаивают, что в этом и есть предназначение женщины. И мало какая семья остается дружной, если жена слишком самостоятельная. Приходится ей из космоса на землю возвращаться, к переднику, пельменям и метле. Чтобы не возвращаться в пустую квартиру после работы. 

Закон уже дал нам равные возможности. Но на быт, дом, отношения они не распространяются. Что там в законах ни напиши, мужчине, чтобы быть сильным, не пьяницей и не бездельником, надо кого-то защищать. А как ему защищать ту, которая все время с ним за что-то борется? Может, нам, ценным сотрудницам и сильным личностям, стоит не воевать за какие-то привилегии, а вдохновить мужчин на то, чтобы они их нам великодушно уступали?