«Нерегулярные» перевозки – регулярная причина аварий

Участники второго всеукраинского автотранспортного форума в Ялте рассказали «Газете», как победить водителей-нелегалов

Вчера в Гаспре, в парк-отеле «Марат», завершился второй всеукраинский автотранспортный форум. Вопросы, которые обсудили его участники, касаются, по сути, всех. Это не только состояние дорог, пробки на центральных магистралях, но и проблема нелегальных перевозчиков, плохая подготовка водителей и отсутствие хороших отечественных автомобилей. В промежутках между обсуждением этих проблем участники форума ответили на вопросы «Газеты». 

Первый и главный для летнего Крыма вопрос – возможно ли бороться с нелегальными первозчиками? На него ответил первый заместитель министра инфраструктуры Украины Константин Ефименко:

– Чтобы перевезти этот бизнес в легальное русло, надо сделать несколько шагов.

1. Необходимо укрупнить предприятия-автоперевозчики. Сейчас главные причины аварий на дорогах – человеческий фактор и состояние транспорта. Поэтому нам необходимо возвращаться к крупным предприятиям-перевозчикам, которые имеют свою техническую базу, свои автопарк и персонал, где легко контролировать технические и кадровые вопросы. А когда человек работает на регулярном маршруте, например Симферополь – Киев, по графику, но выходит в рейс полулегально и называет это «нерегулярные перевозки», то мы проконтролировать его не сможем. Машина у него куплена в долг, а сам он по 10-12 часов за рулем, что ни водителю, ни пассажирам безопасности на дороге не гарантирует. 

2. Необходимо легализировать всю маршрутную сеть, потому что именно «нерегулярность маршрутов» создает возможность для работы водителей-нелегалов.

3. Мы ждем принятия Закона Украины «Об автомобильном транспорте», который предусматривает жесткую систему штрафных санкций. По проекту, в первый раз за нелегальную деятельность перевозчику предусмотрен штраф в размере пяти тысяч гривен, а за вторичное нарушение закона – конфискация транспортного средства. Без жестких и бескомпромиссных мер порядка в этой отрасли мы не наведем.

Заместителя министра поддержал народный депутат Украины, президент ВААП Игорь Шкиря:

– В Крыму нелегальные перевозки – сезонный бизнес. Контролировать этот процесс сложно, потому что сюда летом съезжаются «бомбилы» со всех регионов Украины, но, как показывает опыт, возможно. Например, в Ровно очень большое количество нелегальных перевозчиков, в Сумах – катастрофическое их засилье. А в Харькове местные власти вместе с официально работающими предприятиями-автоперевозчиками сумели навести порядок. Сейчас в этом городе нет ни одного нелегала, и им хватило для этого полномочий и имеющейся законодательной базы. То есть когда местная власть выступает в тандеме с перевозчиками, то проблема решается очень быстро, и я знаю, что крымские власти твердо намерены ее решить.

О крымской специфике нелегального бизнеса перевозок рассказал и председатель Постоянной комиссии по бюджетной, экономической и инвестиционной политике Верховного Совета Крыма Виталий Нахлупин:

– Нелегальные перевозки в Крыму – это целая отрасль бизнеса. И в ней работают не случайные, обездоленные люди, а те, кто сознательно использует все возможные финансовые и транспортные схемы, чтобы получать максимальную выгоду в ущерб закону. И, надо признать, пока им это удается. В Польше задачу решили за короткие сроки. Независимо от того, ездишь ты на своем автобусе или дал его кому-то «покататься», если машину использовали в коммерческих целях, не имея на это разрешения, то автобус конфисковался. Такой шаг закрыл проблему нелегальных перевозок полностью, и, я думаю, нам нужно идти по тому же пути.

Также «редакция» поинтересовалась у крымского депутата, как республиканские власти намерены бороться с курортными пробками.

– Уже сентябрь, казалось бы, большая часть туристов должна была разъехаться, но нет... И для меня, пока я добирался в Ялту на форум, это тоже стало неприятным сюрпризом, – ответил Виталий Нахлупин. – Летом мы выслушали много нареканий от автотуристов по поводу ремонта трассы Симферополь – Алушта – Ялта. Работы сейчас идут в районе Ангарского перевала. К сожалению, по условиям выделенного нам Европейским банком реконструкции и развития кредитом утвержден такой график дорожных работ. Поскольку это сложная трасса, идущая по пересеченной местности, работать в ночное время, когда пассажиропоток уменьшается, невозможно. Поэтому мы приносим туристам извинения за неудобства и надеемся, что погода позволит закончить реконструкцию трассы в этом году.

Что касается пробок на курорте, то эту проблему можно было бы решить быстрее, если бы проще решались вопросы по земле. В Большой Ялте до сих пор не принят генплан, а развязки, парковки, расширение старых дорог и строительство новых должно быть привязано к проектам. В столичных и курортных городах мира применяют схемы зонирования территорий: часть города делают строго пешеходной зоной, во второй ограничивают проезд приезжим автомобилям и крупногабаритному транспорту, но разрешают проезд общественного и машин местных жителей, а в третьей части можно сделать платный абонемент для приезжающих автотуристов.