В XIX веке с пьянством боролись с помощью читален

Но чтение не помогло, и в ХХ столетии в ход пошел сухой закон. Впервые его ввели еще до революции

При словах «сухой закон» в первую очередь вспоминается антиалкогольная кампания в СССР во времена Горбачева, ну, возможно, еще Соединенные Штаты 1920-х годов. Между тем, в Российской империи подобные крайние меры пытались принимать уже в начале ХХ века. А борьба с пьянством в нашем отечестве началась и того раньше.

Книга вместо рюмки

В прошлом году ялтинская библиотека им. Чехова отпраздновала свое 110-летие. Немногие знают, что появилась она благодаря… борьбе с пьянством. Дело в том, что библиотека была создана по инициативе Ялтинского комитета попечительства о народной трезвости, ее первым заведующим стал известный врач-климатолог Владимир Дмитриев. Изначально в библиотеке насчитывалось немногим больше 600 книг и почти 300 читателей. Действительно ли среди них были люди, которые сделали правильный выбор и потянулись к книге вместо рюмки? Сейчас это узнать уже невозможно, но сколь бы ни была наивна подобная попытка отвлечь народ от кабаков, в любом случае она заслуживает уважения.

Создание библиотек (или как их тогда чаще называли, читален), чайных и столовых стало общей практикой всех попечительств о народной трезвости. Эти, как сейчас бы сказали, общественные организации были созданы при поддержке Министерства финансов практически во всех губерниях России в 1894 году. Члены попечительств имели право следить за производством и качеством алкоголя, за тем, чтобы спиртным торговали по правилам: алкоголь продавали только с закуской (это правило существовало и в советские времена), не отпускали в долг, чтобы водку не распивали на улице и чтобы посетители питейных заведений вели себя пристойно. Но основной задачей попечительств была пропаганда здорового образа жизни всеми доступными способами. В ведении Симферопольского городского комитета попечительства о народной трезвости находилась бесплатная библиотека-читальня на базаре и народная чайная с бесплатной библиотекой-читальней при ней на вокзале. Севастопольский комитет попечительства о народной трезвости и вовсе открыл Народный дом – так назывались общедоступные культурно-просветительские учреждения, прообразы советских клубов и домов культуры, которые стали появляться в России начиная с конца 1880-х. В Севастополе Народный дом открылся в 1897-м. В нем была библиотека, театр, столовая, чайная и юридическое бюро. Народный дом работал с пяти утра и до восьми вечера, в столовой можно было поесть за небольшую плату, бедным бесплатно выдавали чай, к тому же время от времени устраивали благотворительные обеды. И даже юридическое бюро, работавшее в Народном доме дважды в неделю, давало советы и составляло бумаги для бедных бесплатно.

Решающий голос жен и матерей

В 1911 году Государственная дума России обсуждала законопроект о мерах борьбы с пьянством. В числе этих мер были следующие: «За продажу водки под заклад вещей … виновный (продавец) подвергается в первый раз аресту до одного месяца или штрафу до 100 руб., а во второй раз – аресту до трех месяцев или штрафу до 300 руб. … виновный в продаже одному и тому же лицу в течение одного дня водки в количестве свыше 1/20 ведра подвергается штрафу до 100 руб. …Сельским и волостным сходам и городским думам предоставляется право составления запретительных о продаже питей договоров, причем на сходах при обсуждении вопросов о запрещении продажи питей с правом решающего голоса участвуют жены и матери домохозяев. Торговля спиртными напитками воспрещается в субботу и предпраздничные дни, после 6-ти часов в городах, и после 5-ти – в селах, а в двунадесятые и местные праздники, во время крестных ходов, набора новобранцев, ярмарок и в дни заседаний волостных судов – весь день».

В1914-м, в начале Первой мировой войны, правительство России издало постановление о прекращении продажи водки населению и о производстве этилового спирта исключительно для технических нужд фронта и медицинских целей. Правда, запрет не касался продажи церковного вина в храмах и в ресторанах первого разряда, в буфетах при дворянских собраниях и клубах. Кроме того, винокуры и пивовары получили от правительства соответствующую компенсацию за отнятые прибыли. Мера дала результат: стало намного меньше самоубийств, упала преступность, сократилось число несчастных случаев на производстве. Правда, в больницы стало попадать больше людей, которые отравились суррогатами – в те времена в качестве таковых были в ходу древесный спирт (иное название — метиловый спирт, смертельно опасное вещество) и политура (жидкость, используемая в отделочных работах для полировки).

«Царская» антиалкогольная кампания по наследству перешла большевикам и продлилась до 1923 года. Следующая битва с пьянством началась в 1928-м: по всей стране стали появляться Общества борьбы с алкоголизмом. О том, чем они занимались, можно судить по отчету Севастопольского общества борьбы с алкоголизмом: «Произведено по клубам, избам-читальням, на предприятиях, в Красных уголках Жактов (жилищно-арендные кооперативные товарищества. - Ред.) в 82 лекции об алкоголизме и борьбе с ним. В трех клубах и одном кино показана при участии врача специальная картина об алкоголизме. … После больших хлопот Общество открыло в центре города на заемные средства свою базу, где выдается литература, справки, ведется запись членов. На днях в помещении базы будет развернута специальная выставка, которая потом будет переброшена на окраины. Горсовет по своей линии сократил количество мест продажи спиртных напитков на 19 единиц». К слову, в рамках этой антиалкогольной кампании в основном закрывались пивные лавки – из-за этого в итоге закрылось несколько крупных пивоваренных заводов в Москве и Ленинграде.

На фото: Антиалкогольный плакат 1930-х.

Кинематограф против пьянства

Свою лепту в антиалкогольную пропаганду внесли и деятели искусства. Известный режиссер Александр Ханжонков в 1913 году выпустил просветительский фильм «Пьянство и его последствия». По отзывам современников, «картина производит потрясающее впечатление и, несомненно, никогда не изгладится из памяти видевших ее, заставив лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, глубоко призадуматься над ужасными последствиями невоздержанности в пристрастии к этому бичу человечества». Как орудие борьбы с алкоголизмом, Святейший Правительствующий Синод разрешил демонстрировать этот фильм по всей России в течение 4-й недели Великого Поста, когда вообще-то всякие зрелища для народа были воспрещены. Более того – в Санкт-Петербурге картину показали даже в Екатериненском храме.