Достать, хоть из-под неба

 Чтобы эвакуировать пассажиров, застрявших на канатной дороге Мисхор – Ай-Петри, спасатели поднимались в вагончики по тросам, а место для «приземления» вырезали в лесу бензопилами.

Темно, ничего не видно, вокруг неприступный лес заповедника – но на средней станции канатной дороги Мисхор – Ай-Петри, которая называется «Сосновый бор», полно народа. Идет операция по спасению более 75 пассажиров, застрявших в двух вагончиках. Происходящее было одновременно знакомым и фантастичным: мы же не раз видели это в кино. Люди застревают на высоте в вагончике канатной дороги – и... Но, к счастью, все обошлось только испугом.

– Как назло, – разговариваю с Дмитрием, сотрудником канатной дороги, – весь июнь–июль мы простояли пустыми. Только с начала августа пошли люди и – на тебе! Еще три месяца здесь проводился очередной профремонт, ребята перебрали все до винтика, а сегодня – как гром среди ясного неба!

Гром грянул 11 августа, между 14.00 и 14.30. Два вагончика, один из которых двигался вниз, а другой на Ай-Петри, вдруг дернулись и замерли. В общей сложности в них находилось 70 взрослых и несколько детей (сколько именно – неизвестно: пассажиров считали по проданным билетам, а малыши до 6 лет ездят бесплатно). Осознав, что самостоятельно запустить канатную дорогу не удастся, ООО «Старт-Инвест», которому она принадлежит, обратилось к спасателям. Около 16.00 возле средней станции развернул работу оперативный штаб.

Такого еще не было. Но на учениях – было

Кабина, которая шла на Ай-Петри, зависла ближе к средней станции, на высоте 50 метров. Ее пассажиров спасатели смогли спустить на землю относительно быстро – уже к семи часам вечера. Тем туристам, вагончик которых спускался вниз и застрял, по разным оценкам, в 130-150 метрах над землей, пришлось хуже.

Задачу спасателям облегчило то, что в подвесных вагонах есть аварийные люки в полу и специальное оборудование для аварийного спуска людей, а вместе с пассажирами всегда едет сотрудник канатной дороги, у которого есть рация. По словам начальника второго отряда ГосЧС Ялты Игоря Басенко, в операции участвовали более 85 человек – это горноспасатели всей Большой Ялты, сотрудники канатной дороги, личный состав внутренних войск, психологи, медики (сотрудники «Скорой» у всех спустившихся тут же измеряли давление, но медицинская помощь никому не понадобилась). То есть удалось в минимальные сроки задействовать все силы региона. Самое интересное, говорит Басенко, что пару месяцев назад горноспасатели отрабатывали похожую чрезвычайную ситуацию на этой канатной дороге и проводили в ходе учений эвакуацию людей.

В 20.30, когда «редакция» прибыла на место происшествия, со средней станции микроавтобус уже увозил последних 15 человек из нижнего вагончика. На удивление, жители Луганской области, Самары и Москвы, которых передружило случившееся ЧП, были бодры и веселы, они ехали отмечать свой второй день рождения. А вот со вторым вагончиком предстояло основательно повозиться. По словам Басенко, «в небе» еще оставались 20 человек.

«Выпилили площадку, убрали камни, обустроили тропу...»

– Кабинка зависла на высоте 150 метров не доходя 400 метров до плато Ай-Петри, под ней – лес Ялтинского заповедника, – рассказал начальник пожарно-спасательного участка-10 (Форос) Константин Бабийчук. – Мы выпилили бензопилами место эвакуации и освободили дорогу от камней, поскольку людям предстояло добираться в темноте до ближайшего места, откуда их сможет забрать техника. На всей протяженности этих 600 метров дороги по лесу мы от дерева к дереву натянули канаты, чтобы людям удобнее было идти. Затем горноспасатель службы МЧС поднимался на тросе через люк и попадал в вагончик. Спасатель пристегивал людей, ему помогал сотрудник канатной дороги и вручную, также через аварийный люк, они спускали из кабинки вниз человека на специальном канате, к которому было прикреплено сиденье с фиксирующим креплением. Внизу его принимали горноспасатели и медики. Затем туристов собирали в группы по десять человек и отправляли в сопровождении сотрудника МЧС или канатной дороги с фонарями к машине.

«Будем ли еще кататься на канатке? Наверное, да!»

Как люди чувствовали себя после такого экстремального путешествия, спрашиваю у спустившихся из второго вагончика жителей Александрии (Кировоградская область) Александра и Владика Сагайдак.

– Мы поехали посмотреть Ай-Петри, а на обратном пути вдруг ощутили резкий толчок. Кабинку сильно качнуло и она зависла. Сначала мы смеялись, но потом поняли, что произошло что-то серьезное. Главное, что паники не было, дети не сильно испугались и не плакали. Хорошо, что с нами был сотрудник канатной дороги, который нас поддерживал. В кабинке были специальные жилеты и спасательные кресла, оборудованные для спуска. Сотрудник канатной дороги, а затем и спасатель доставали все это, пристегивали нас и объяснили как действовать. Детей пристегивали у руках на родителей. Было ли страшно спускаться? В общем-то да, но оставаться в кабине на весу ночью – еще страшнее.

Впечатлениями поделился с «Газетой» и Александр, житель Мурманска, спустившийся из кабинки с 5-летним сыном Сашей. Старший сын Александра, 18-летний Антон, был в числе последних 20 человек, которые оставались в кабинке.

– Сашка у меня молодец, мы с ним в числе первых спустились на землю, не испугался! Мы четыре часа там просидели. Каждый ведет себя в экстремальной ситуации по-разному, но здесь все держались достойно. Конечно, ощущения приятными не назовешь, но я больше переживал из-за детей. Будем ли еще на «канатке» кататься? Вы знаете, наверное, будем, ведь такие ситуации случаются не каждый день. Хотелось бы отметить четкую и слаженную работу ваших спасателей: видно, что ребята знают свое дело.

Пледы, кофе, бутерброды – и транспорт до Ялты

Последних пассажиров канатной дороги удалось благополучно снять уже в 0.40 ночи. Кроме того, по словам присутствовавшего на средней станции канатки ялтинского мэра Сергея Илаша, ранее из-за остановки канатной дороги на плато Ай-Петри остались около 600 туристов, которые туда поднялись до аварии, но уже не смогли спуститься. По словам Илаша, для них город и предприятие организовали доставку воды, чая, кофе и бутербродов (а для пассажиров застрявших вагончиков, говорит Надежда Сванидзе, привезли еще и пледы), а также обеспечили транспорт, на котором люди смогли добраться в Ялту.

Всем 75 спасенным туристам компания «Старт-Инвест» выплатила компенсацию за моральный ущерб – 500 гривен каждому. Когда канатная дорога возобновит перевозку пассажиров – неизвестно. По словам Надежды Сванидзе, гендиректора ООО «Старт-Инвест», сейчас нужно установить причину происшествия, и она, скорее всего, в механической поломке:

– Раньше если и случались остановки кабинок, то исключительно из-за отключения электричества и на непродолжительное время. Этот инцидент произошел впервые за все время существования канатной дороги. Проверки и профилактические работы мы проводим регулярно, по графику, но теперь проведем внеплановую и очень основательную профилактику.

Пролет этой канатки – один из самых длинных в Европе

Канатная дорога Мисхор – Сосновый бор – Ай-Петри была открыта в марте 1988 года, то есть в этом году ей исполнилось 25 лет. Между станциями «Сосновый Бор» и «Ай-Петри» нет ни одной опорной вышки, а расстояние между ними составляет 1670 метров. Это один из самых длинных безопорных пролетов в Европе. Пассажирские кабинки проходят от Мисхора до Ай-Петри за 15 минут. Всего на дороге работают четыре кабинки, по две между соседними станциями. Скорость движения в верхней части дороги составляет 8 метров в секунду, в нижней – 6 метров в секунду. Каждую весну канатная дорога закрывается на профилактические работы. С 2000 года дорога обслуживается ООО «Старт-Инвест». Основной персонал компании – 120 человек. Стоимость проезда в одну сторону для взрослого – 65 грн., для ребенка (старше 6 лет) – 30 грн.

«Было страшно, но никто не паниковал»


1-й вагончик (высота 50 м)

– Провисели где-то четыре часа, зато красотами налюбоваться успели, да и спускаться было очень красиво. Паники не было, люди себя вели пристойно. Надо отдать должное МЧС и нашему проводнику, который все это время вел себя очень достойно и поддерживал нас. Страшно ли было? Скажу так: было умеренно страшно. Больше всего волновалась за надежность спасательных креплений: я девушка немаленькая.

Нина, Луганская область

– Было ли страшно? Не очень. Просто не знала, чего ожидать при спуске. Думала, будет сильно трясти или ветер будет закручивать. Но спокойно опустили. Даже по сторонам можно было смотреть, любоваться красотами.

Ирина, город Волжск

– Люди в этом вагоне – просто герои. Несколько из них постоянно нам помогали. А женщины – так вообще! Медали им нужно дать за это!

Константин Вячеславович, проводник канатной дороги

2-й вагончик (высота 140 м)

– Когда мы увидели, что нижний вагон начали спускать, мы поняли, что и нам надо спускаться, готовились морально. Сначала пошли мужчины, чтобы проверить конструкцию. Спускаться даже весело было, красивое, звездное небо и панорама города очень красивая.
Михаил Качай, Воркута

– Будет, что рассказать. Думаю, не с каждым такое может случиться. Говорят, что с нами это в первый раз. По лесу ночному я не гуляла ни разу, это было незабываемо.

Елизавета Панчук, Украина

Жанна Барышникова

Алексей Гончаров

На фото:Вечер 11 августа, станция канатной дороги «Сосновый бор». Александр из Мурманска только что спустился с младшим сыном на землю. Старший сын, 18-летний Антон, в этот момент еще находился в вагоне канатки.