Человечество вышло за пределы Солнечной сиcтемы

Прорыв совершил американский межпланетный зонд «Вояджер-1» еще в конце июля 2012-го. Это выяснили с помощью международной сети радиотелескопов, в том числе и симеизского. Сейчас радиосигнал от «Вояджера» идет долгие 18 минут!

Бурные обсуждения вызвала в научных (и не только) кругах новость о том, что «Вояджер-1», запущенный NASA в 1977 году, окончательно покинул пределы Солнечной системы. Эту сенсацию сначала официально опровергли в NASA , а затем также и там же официально подтвердили.

Ученые из Мэрилендского университета (США) две недели назад выступили с сенсационным заявлением, что американский зонд вступил в пределы межзвездного пространства еще в июле прошлого года, но в NASA тогда не смогли подтвердить эту информацию. И лишь 12 сентября NASA подтвердило, что запущенный агентством 36 лет назад автоматический зонд «Вояджер-1» сделал то, чего не смог сделать ни один искусственный объект – он вырвался из магнитной клетки солнечных уз и солнечных ветров, называемой гелиосферой, и сейчас продолжает полет в межзвездном пространстве.

По последним данным, сейчас космический зонд отошел от нашей планеты на расстояние, в 120 раз превышающее расстояние от Солнца до Земли. Источники энергии зонда позволят его приборам работать примерно до 2021 года, они постепенно отключатся к 2025 году, после чего космический путешественник навсегда уйдет в неизведанные глубины космоса.

– Только тщательно изучив данные – гравитационные сдвиги, потоки солнечных частиц – ученые смогли подтвердить, что «Вояджер-1» покинул пределы Солнечной системы, – комментирует сенсацию «Газете» заместитель директора по научной работе Симеизского отделения Крымской астрофизической обсерватории, доктор физико-математических наук Александр Вольвач. – С помощью сети наземных радиотелескопов, по сигналу, посланному космическим зондом, определено его местоположение. По нашим данным, сейчас расстояние до космического аппарата – около 19 миллиардов километров.

По словам крымского ученого, мощность сигнала была всего около 20 Вт (меньше, чем энергосберегающая лампочка. – Ред.). И тем не менее, международная сеть наземных радиотелескопов, в которую входит и КрАО, смогла его поймать и установить местонахождение «Вояджера-1».

– Во всемирную сеть радиотелескопов РСДБ (радиоинтерферометрии со сверхдлинными базами. – Ред.) входит и симеизский телескоп РТ-22, один из пяти лучших инструментов мира. Эта система позволяет с самой высокой точностью определять местоположение объекта как на Земле, так и в космосе. Например, на Земле точность определения нахождения предмета составляет до 0,2 мм, – рассказывает Александр Вольвач. – РСДБ – это такой метод, при котором приемные элементы – телескопы – располагаются не ближе, чем на континентальных расстояниях, друг от друга. В результате эта система позволяет «охватить взглядом» весь окружающий мир. То есть, объединив наблюдения, совершаемые несколькими телескопами, мы можем имитировать телескоп, размеры и эффективность которого равны максимальному расстоянию между исходными телескопами, то есть всему земному шару.

Начало РСДБ-метода было заложено еще в 1967 году учеными США и Канады. И уже в конце 1968 года были начаты работы по вводу в действие симеизского РТ-22, а с 1970-х годов практически все крупные радиотелескопы всего мира объединились и заработали в единой глобальной сети.

– Это событие важно для нас не только как свершившийся научный факт. Это не просто очередная ступенька в развитии цивилизации, а осуществившаяся дерзкая мечта человечества. Теперь человечество сможет взглянуть на Солнечную систему «со стороны». Выход «Вояджера-1» в межгалактическое пространство разворачивает перед нами новые возможности и сулит неожиданные открытия, – уверен Александр Вольвач.

На фото:  Автоматический зонд «Вояджер-1», имеющий вес 723 кг, запущен 5 сентября 1977 года для исследования Солнечной системы и ее «окрестностей». Он был первым космическим аппаратом, сделавшим снимки Юпитера и Сатурна. На борту зонда закреплена золотая пластина с информацией, в которой указано местонахождение Земли, а также записан ряд изображений и звуков.

Александр Вольвач: «Это не просто очередная ступенька в развитии цивилизации, а осуществившаяся дерзкая мечта человечества. Теперь человечество сможет взглянуть на Солнечную систему «со стороны». Выход «Вояджера-1» в межгалактическое пространство разворачивает перед нами новые возможности и сулит неожиданные открытия»