Жизнь автомобилиста: что ни день, то добрый день

Срок действия уже выданных прав сократили с 50 до 30 лет. Надо ли их будет менять на новые, не ответили даже в ГАИ

Автолюбители уже не удивляются ничему: правила сменяются новыми, нововведения следуют за нововведениями, одни сборы дополняются другими. В очередной раз добрались и до водительских прав. 

Кабинет министров Украины утвердил постановление, которым уменьшил срок действия уже выданных водительских удостоверений с 50 до 30 лет. А документы категорий А, А1, В и В1, которые были оформлены и выданы после вступления в силу этого постановления, действительны в течение 20 лет с даты их выдачи. Остальные категории водительских удостоверений будут действительны в течение 10 лет с момента их получения. 

Водители, у которых на руках права с 50-летней «выдержкой», обеспокоены: не придется ли в очередной раз менять свои корочки или их срок действия автоматически сократится до 30 лет? К сожалению, ответа на этот вопрос «Газете» в Департаменте ГАИ Украины не дали.

– На данный момент у нас такой информации нет, – сообщили нам в пресс-службе ГАИ Украины. – Я знаю, что до 2014 года старые, еще Советского Союза документы надо менять. Их уже с начала года меняют. А по этим правам информацией не обладаю.

Но и с правами старого образца получается неразбериха. Те, кто уже поменял их в начале года, получил новые на 50 лет, а те, кто только будет, получит на 20 или 10 лет – в зависимости от категории.

Очередные нововведения автомобилисты приняли без энтузиазма, иные и вовсе намерены их саботировать.

– Невозможно через год-два отменить то, что было уже принято ранее. Внедряют все эти новшества дебильные, все нововведения, которые позволяют им дополнительно сорвать с людей миллионы, – возмущается председатель ялтинского профсоюза «Автомобилист» Николай Родионов. – Мне выдали права на 50 лет. Пусть попробуют это оспорить. Любой суд выиграю, ведь у нас в Украине законы, хоть они и меняются как перчатки, обратной силы не имеют.

Директор, преподаватель и инструктор одной из симферопольских автошкол Юрий Игоревич (фамилию назвать не захотел) тоже выражения не выбирает.

– Сегодня явно не разум керует: вносят изменения, не задумываясь, надо оно, не надо, целесообразно это или нет. А эти изменения стоят немалых денег, – говорит он.

В то же время автомобилист с 37-летним стажем (на руках права сроком на 50 лет. – Авт.) считает, что и пожизненные права, как это было раньше, выдавать неразумно.

– Здоровье человека с возрастом меняется, – говорит он. – А если бы замена прав была бесплатная, то и раз в 10-15 лет менять права было бы нормально. Если человек управляет зарегистрированным транспортом, то смена происходит без всяких экзаменов. Только медицинская справка нужна. Не думаю, что это невыполнимая задача.

Президент Международной федерации защиты прав водителей Роман Зар и вовсе считает, что было бы неплохо перенять зарубежную практику: менять права каждые четыре года.

– 30 лет – это излишний срок. И десять лет я бы считал критически максимальным сроком, потому что в 20 лет одно зрение, а в 30-40 – другое, не говоря о более позднем возрасте, – говорит Роман Давидович. – Другое дело, что за границей все, что человеку необходимо для замены прав, – это прийти и проверить зрение. И доказать, что не существует задолженности по штрафам. Там человек вообще за это ничего не платит и через пять минут получает новые права. А у нас это вряд ли бесплатно будет, но брать деньги, я считаю, тут не за что. Или хотя бы была себестоимость продукта (водительских прав. – Авт.) 20-30 гривен – никто из автомобилистов бы не возмущался.