О времена, о свадьбы! А нравы все те же…

В русском театре презентовали классический и современный спектакли на самую популярную тему 

В Крыму открылся весенний свадебный сезон, а в Крымском академическом русском драматическом театре имени Горького показали премьеры двух спектаклей о женитьбе. Один из классического репертуара – сатира «Ох! Эти свадьбы!..» по произведениям Чехова (водевиль «Свадьба» 1889-го) и Маяковского (отрывок из пьесы «Клоп» 1928-го), другой – из современного, это английская комедия Робина Хоудона «Шикарная свадьба» (в переложении театра – «Как ты сюда попала?»). При общей теме постановки, понятно, совершенно разные: если в первой правит бал жлобство, то во второй - измены (причем как мужские, так и женские), а еще невероятное разнообразие уверток, чтобы эти измены скрыть. Словом, не спектакль, а пособие неверным. В любом случае, примеряешь театральные ситуации если не на себя, то на день сегодняшний.
 

 Премьера первая, классическая: «Дайте мне атмОсферы!»

Начну с конца: когда под занавес поинтересовалась мнением о действе одной из молодых зрительниц, она ответила, что не впечатлилась, мол, не уловила смысла. И я, признаться, тоже не испытала бурного восторга: ну, показал режиссер, художественный руководитель театра и народный артист Украины Анатолий Новиков современной молодежи, классическую «брачную» сатиру, к тому же, и сегодня – выгодные браки, «нужные» гости на банкете, а любви словно и не существует... 

Вот я и задумалась: почему классика, несмотря на все достоинства, такая скучная? Однако когда затем решила посмотреть (к своему стыду, до этого не видела) знаменитый старый фильм «Свадьба» 1944-го с неподражаемой Фаиной Раневской в роли мамаши Настасьи Тимофеевны, поразилась до глубины души. Не скучно! Веселит почти каждый эпизод, и хочется смотреть и смотреть, всякий раз находя новый повод для смеха. 

Не стану пускаться в сравнения (у каждого постановщика свое видение), просто отмечу, что при добротном исполнении ролей нашими артистами (а задействована плеяда народных и заслуженных) все же нет какого-то шарма, не хватает объема и полноты эмоций. Нет изюминки.

А самый яркий персонаж спектакля – акушерка Анна Мартыновна Змеюкина (заслуженная артистка АРК Елена Сорокина), которая знай себе обмахивается веером, флиртует со всеми мужчинами подряд и тут же стонет: «Возле вас я задыхаюсь. Дайте мне атмОсферы!» 

Сорокина во второй части спектакля (по пьесе «Клоп») удачно перевоплотилась из эксцентричной дамочки в грубоватую маникюршу Эльзевиру Давидовну Ренессанс. Правда, здесь она почти не говорит – за нее это делает курьезная, почти карикатурная внешность.

«Маяковская» часть получилась более динамичной, есть за кого «уцепиться» глазом. Например, массовик-затейник Олег Баян (заслуженный артист Украины Игорь Бондзик), взявшийся за 15 рублей и бутылку водки организовать своему «клиенту», бывшему партийцу, красную коммунистическую свадьбу. У Баяна (не случайна столь говорящая фамилия) что ни слово, то песня, и слушать его можно бесконечно. Особенно запомнилась фразочка: «Не шевелите нижним бюстом».

Представляете картинку? Молодожены в нарядах с деталями пурпурного цвета (чего стоят невестины алые панталоны, выглядывающие из-под короткого платья!); огромный плакат, изображающий революционера со знаменем и грозящий вот-вот свалиться прямо на пьяных гостей; хмурый шафер в полукожаных галифе, который то и дело размахивает шашкой и пристает к пианисту, дескать, не то играет...

И этот маразм, благодаря чисто одесским фишкам, становится интересным и приобретает своеобразное очарование.

Следующие показы премьеры – 5 и 21 апреля.

 Премьера вторая, современная: «Я узнаю эту задницу!»

Современнее некуда. Что, в общем-то, понятно по цитате, вынесенной в подзаголовок. Когда открыла саму пьесу Робина Хоудона в переводе Валентина Хитрово-Шмырова, то с удивлением обнаружила, что никаких режущих слух «задниц» там нет, а есть более приличные «зад» и «попка». Ну да ладно. 

Это произведение театроведы называют идеальной комедией положений, рассказала руководитель литературно-драматургической части, заслуженный работник Украины Людмила Касьяненко. Для названия режиссер, заслуженный деятель искусств АРК Юрий Хаджинов выбрал ключевую фразу: «Как ты сюда попала?», которая звучит на сцене не раз. 

О чем спектакль? Сюжетная цепочка проста: бесконтрольное питие – «случайные» измены – вынужденное вранье. Словом, ничего оригинального. Не считая того, что действие разворачиваются прямо в день свадьбы главного героя – эдакого «ботаника» Билла (Владимир Курцеба).

– Наверное, у каждого в жизни бывает: просыпаешься утром (герой проснулся после бурно проведенного мальчишника. – Авт.) и не помнишь, где был, что делал и... с кем это делал, – задумчиво прокомментировала приятельница и тоже выпускница ТНУ имени Вернадского Галина Вершинская, когда после премьеры мы зашли с ней в кафе поделиться впечатлениями. – А если в постели мужчины в такой важный день оказывается незнакомка – это вообще абзац! И тут на помощь приходит лучший друг, он же шафер, который не знает, что горе-жених всю ночь спал (или не спал...) с его женщиной! Смешно до слез? Что характерно, представители сильного пола в такие моменты солидарны с товарищами и не бросают их в беде, даже рискуя собственной репутацией. 

Мои впечатления таковы: свежесть и живость постановке придает талантливый молодежный состав, из которого особенно выделяется шафер Том в исполнении Антона Навроцкого – разбитной и довольно вспыльчивый парень, полная противоположность мямле Биллу. Поэтому неудивительно, что последнего уверенно держит под каблуком невеста Рэйчел (Нина, между прочим, Станиславская). Властная и подозрительная, она начинает раздражать уже к концу первого акта, а вот ее невольная соперница, «путешественница по чужим постелям» Джуди (Дареджан Рухадзе), наоборот, вызывает симпатию... и в то же время сомнение: ну как такая милая скромница, беспрестанно поправляющая очки, могла напиться с первым встречным и – о ужас! – отдаться ему? 

Есть здесь еще один колоритный персонаж – дурашливая горничная Джули (Екатерина Зайцева), по стечению обстоятельств оказавшаяся втянутой в водоворот чужих страстей. Впрочем, ей все даже нравится, и она, нисколько не смущаясь, начинает наводить порядок в отношениях счастливых молодоженов так же проворно, как это делает во вверенных ей гостиничных номерах. 

В общем, комедия, грозящая перерасти в трагедию, заканчивается своеобразным хэппи-эндом: герои трезвеют и...

А вот что «и», узнаете, придя на премьеру 13, 27 или 28 апреля.
 

Фото предоставлено театром

На фото:Эпизод из одноактного спектакля «Красная свадьба» по пьесе Маяковского «Клоп»: счастливые молодожены Эльзевира Давидовна Ренессанс (заслуженная артистка АРК Елена Сорокина) и Пьер Скрипкин (заслуженный артист Украины Владимир Крючков).