Музыкальный театр теряет живую музыку

Почему оркестру предпочитают фонограммные записи? «Газете» это объяснил главный дирижер Крымского академического украинского музыкального театра Александр Коваленко, недавно отметивший свое 60-летие.

Кто часто ходит на спектакли, конечно, не может не заметить, что большинство из них сегодня идет под фонограмму. Возникает вопрос: если в своем названии театр имеет определение «музыкальный», то почему тогда зритель все реже наслаждается богатством живых звуков?

Открыв записную книжку, Александр Валентинович приводит конкретные примеры: в этом месяце оркестр задействован всего четырежды, в прошлом – аж восемь раз, а в марте и апреле – по три. Создается впечатление, что музыканты работают этакими фрилансерами: немножко здесь, немножко где-то еще… Хотя, как подчеркивает мой визави, своими местами они очень дорожат: поступив на службу в юном возрасте, как правило, остаются на ней до пенсии. Смены почти нет, свободных штатных единиц – тоже: сокращены.

– Репертуар ужат, – печально констатирует Коваленко. – Кроме того, он неправильно эксплуатируется. Скажем, у нас в порядке вещей поставить спектакль, отыграть его пару раз и... забыть о нем на год-два.

В 2011-м сделали отличное представление «Виват, оперетта!», угрохав массу сил. И что? Выступили единожды – и «Оперетту» благополучно убрали, дескать, не пользуется спросом. Зачем тогда все затевали?

Ныне ставятся преимущественно драмы, изначально не предполагающие наличие живой музыки, а ведь раньше не использовали фонограммную запись, оркестр задействовали максимально, у нас была большая постановочная и гастрольная работа. Увы, театр больше не является музыкальным – ни по репертуару, ни по штатному расписанию. А между тем, в Украине таких больше и нет: есть музыкально-драматические, музыкальной комедии, а это, по словам Коваленко, разные вещи. Получается, Крымский украинский – единственный в своем роде, и мы просто не имеем право потерять такой уникум.

Вспоминаю: год эдак 1993-й, обычный будний вечер, зрители неспешно рассаживаются в партере, в яме настраиваются и разыгрываются оркестранты... Наконец, гаснут софиты, дирижер в черном фраке взмахивает палочкой и – в сердце вонзается экспрессия увертюры Иоганна Штрауса-младшего к оперетте «Летучая мышь». Куда все делось?!

Чтобы напомнить о существовании оркестра, Александр Валентинович решил создать цикл симфонических концертов. Так, друг за другом, появились пять программ: «Серебряного века силуэт» («Классическая симфония» и сказка «Петя и волк» Сергея Прокофьева); «Из музыкальной шкатулки XV– XVII веков» (творчество итальянских мастеров Корелли, Вивальди, Перголези); «Пушкин – неиссякаемый источник открытий» и так далее. При этом задумали воздействовать не только на слух, но и на зрение публики: на экране демонстрировали соответствующий видеоряд. Соответственно оформлена сцена.

Изначально концерты ориентировали на школьников, поскольку, как уверен юбиляр, детей нельзя воспитывать на одной лишь попсе. «Классические мелодии успокаивают, напоминают о подлинных ценностях. Ребята слушают нас, затаив дыхание», – с мечтательной улыбкой произносит он.
Впрочем, уже на первой премьере выяснилось: взрослые также не прочь приобщиться к музыкальному искусству, «вымыть из души пыль повседневности», как сказал немецкий писатель Бертольд Авербах.

Концерты пользуются популярностью, более того, рассматриваются варианты выездов в крымские школы и детсады. Пока же удалось съездить только в Красноперекопск. В планах дирижера – включить в альбом Чайковского «Времена года» все 12 месяцев (сейчас их семь), поставить что-нибудь из украинской классики и создать программу по творчеству четырех композиторов, в свое время обвиненных советским правительством в формализме, – Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна и Николая Мясковского.

Примечательно, что еще пять лет назад Коваленко загорелся идеей создать большой симфонический оркестр, объединив силы двух инструментальных ансамблей – Крымского академического украинского музыкального и Крымскотатарского музыкально-драматического театров и получив таким образом коллектив из 55 человек. К сожалению, хорошую задумку не поддержали.

Досье «Газеты»:

Заслуженный деятель искусств и лауреат премии АРК Александр Коваленко...

– ...окончил Одесскую консерваторию имени А. В. Неждановой по специальности «дирижер-хормейстер». В театре – с 1980 года. На вопрос, как туда пришел, отвечает: «Ногами».
– ...Помимо того, что 11 лет занимал должность главного хормейстера театра, а с 1992 года по сегодняшний день является его главным дирижером, уже в течение 20 лет преподает у духовиков в Симферопольском музыкальном училище имени П. И. Чайковского. Поет в церковном хоре.
– ...Среди музыкальных стилей предпочитает джаз, рок, бит. Любимая группа – «Битлз».
– ...Не любит балет, хотя находит привлекательной балетную музыку.

Стоит сходить

Сегодня дирижер споет в хоре

26 июня, в 19.00, в рамках юбилейного вечера дирижера состоится симфонический концерт «Музыка эпохи Просвещения» по произведениям Вольфганга Амадея Моцарта. Душу аудитории будут услаждать фрагменты из опер «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро», все четыре части «Маленькой ночной серенады» и, конечно, знаменитый хоровой «Реквием». В последнем Александр Валентинович вместо себя за пульт ставит главного хормейстера Эльмиру Мухтерем, а сам идет... петь.

На фото: симфонический концерт «Музыка эпохи Просвещения» (по произведениям Вольфганга Амадея Моцарта): коллектив оркестра во главе с дирижером Александром Коваленко принимает заслуженные аплодисменты.