Это сладкое слово «свобода»…

На неделе в мире свободы добивались разные народы. А до освобождения из американской тюрьмы одного гражданина Украины и Панамы остается ровно месяц…


В мире: каждый имеет право…
В принципе, нет ничего святее и важнее свободы. Для отдельного человека, народа, страны. Потому как если ты свободен, то ты можешь себя защитить, заработать на жизнь, создать семью и продолжить род. Но свободе необходимо еще и признание ее окружающими. Вот это и пытались доказать всему миру на очередной сессии Генеральной ассамблеи ООН руководители Палестины Махмуд Аббас и премьер Израиля Биньямин Нетаньяху. Палестина как бы уже наполовину и признана мировым сообществом, осталось только это окончательно оформить и признать национальную автономию де-юре. И все усилия Израиля сейчас направлены на то, чтобы это каким-то образом, отсрочить. Если Палестина станет членом ООН, то как с ней трудно будет говорить языком односторонних требований? Все, решайте вопросы через Совет безопасности, а там – вето от России или Китая. В общем, баланс мировой политики на то и баланс, чтобы его вовремя применять. Кстати, палестинское руководство пока что требует лишь статуса государства-наблюдателя в ООН. Сказывается школа дипломатии – проси реального.

Старая болячка сепаратизма обострилась на неделе в Испанском королевстве. Там вообще сейчас, скажем так, не скучно. Протесты граждан в условиях кризиса и фактически зависшей над пропастью экономики перешли в настоящие социальные бои на улицах Мадрида. И вот в таких-то условиях правительство самой богатой области королевства – Каталонии, заявляет, что отныне само хочет определять, сколько налоговых отчислений передавать Мадриду. Что это для фактического банкрота равносильно смерти. Но и ситуация с распределением доходов Каталонии сложилась далеко не самая справедливая. Автономия, в которой проживает 16% населения Испании, вырабатывает 20% общего ВВП страны. А налогов перечисляет в «общий котел» на 5 миллиардов евро больше, чем ей потом компенсируют. Ну, в общем, терпели-терпели гордые идальго и собрали недавно митинг в Барселоне – аж полтора миллиона человек, где и заявили – хотим быть независимыми от Испании. Ну а переговоры между автономией и центром закончились ничем – премьеры Артур Мас и Мариано Рахой соответственно – договориться не смогли. В итоге: в Каталонии пройдут досрочные выборы, которые уже окрестили референдумом об отделении. И понятно, отчего так решительны вожди мятежной области: когда за твоей спиной полтора миллиона реальных людей – любые аргументы кажутся смешными. А Испания станет, похоже, следующей ареной испытаний Евросоюза на прочность.

А за океаном, в США, набирает обороты президентская гонка. Действующий глава государства Барак Обама куда активнее набирает очки, его конкурент Митт Ромни – не может отделаться от консервативных клише республиканской элиты и выглядит неуверенно. Впрочем, как отмечают наблюдатели, главным выводом этих американских «больших гонок» станет констатация того, что ни у демократов нет сейчас своего Клинтона – настоящего и авторитетного лидера, ни у республиканцев – нет даже намека на своего Рейгана – лидера идеологического и убежденного. Измельчение политики и ее утилитарность – тоже тенденция времени.

Зато по-настоящему прорывная новость пришла из космоса. Американский марсоход Curiosity нашел на поверхности красной планеты следы древнего водяного ручья. А это – подтверждение давних предположений о возможности «жизни на Марсе» и оправдание тех миллиардных вложений, которые позволило себе НАСА при запуске нового аппарата. Ведь попытка была уже не первой, а удача, похоже улыбнулась только сейчас. Это приятно, потому как торжество нового знания и науки – это и есть реальный прогресс и успех человечества.

В Украине: новый джокер в политике
Тот, о ком мы почти и позабыли, обещает в скором времени напомнить о себе. Павел Иванович Лазаренко 1 ноября покинет стены тюрьмы в Калифорнии и станет свободным с американской точки зрения человеком. Ведь судили его в США за преступления, которые касались именно американских банков и особенностей хранения денег в них. Ну, за это он и был лишен свободы почти 13 лет. Зато в Украине к Павлу Ивановичу вопросов остается немало и очень весомых. Именно Лазаренко может пролить свет на многие тайные смыслы и реальные мотивы тех или иных действий, решений, назначений. И при этом он никогда не изъявлял желания бросить политику: даже из-за океана он пытался участвовать в выборах, в чем ему регулярно отказывали. Как-то в Днепропетровском облсовете даже фракция была «Блок Лазаренко», и немалое количество депутатов насчитывала. В общем, возвращение Лазаренко в Украину, если он, конечно, решится на это – было бы бомбой в прямом и переносном смысле. Так что за экс-премьером необходимо следить сейчас очень внимательно, он сможет назвать много имен, в его власти – «утопить» чей-то имидж окончательно, либо – рассказать наконец-то обо всем этом правду. И поэтому откровения Лазаренко смогут сыграть роль почище «пленок Мельниченко».

В Крыму: больше мостов, меньше границ
Автономия живет «бабьим летом» и приемом различных саммитов. Крым становится реальным связующим звеном между элитами разных континентов и политических пространств. Текущий саммит глав правительств СНГ и грядущий Черноморский экономический форум в начале октября – наглядное тому доказательство. Потому что, как ни строй заборы, а необходимость обмена и партнерства – останется. В общем, если саммит проходит в Крыму, имейте в виду – все будет организовано на высшем уровне, а воспоминания останутся самые приятные. В конце концов, что бы и кто ни говорил об изоляции и дипломатических бойкотах, пока к нам приезжают со всего мира – это ли не доказательство состоятельности страны?

Александр Севастьянов