«Как жаль, что вас не было с нами…»

В Коктебеле завершился юбилейный десятый «Джаз-Коктебель». Дорогие билеты и суровость охраны не повлияли на его популярность

Четыре дня праздника и совершенно разнообразной музыки. Формат джаза позволяет собирать таких непохожих друг на друга исполнителей, как «Ляпис Трубецкой» (Беларусь) и «The Tiger Lilles» (Великобритания), Горан Брегович (Босния и Герцеговина) и Нино Катамадзе (Грузия). Очень уместен был проект DJ Basic с воспроизведением патефонных пластинок с фокстротом и румбой. Соответственно собрался и слушатель: от юных представителей современных субкультур до престарелых хиппарей и очкастых ботаников.

«Закройте глаза и смотрите!»

Коктебель с легкой руки Макса Волошина, а затем Василия Аксенова (наш заголовок позаимствован из его крымского рассказа) давно стал художественно-артистической меккой. Дух обоих до сих пор витает над Коктебельской бухтой и тремя джазовыми сценами. Первая из них так и называется «Волошинская», ибо размещена во дворике Дома-музея поэта.

Это маленькая уютная площадка, в зелени волошинских деревьев плотно поставлены ряды пластиковых кресел. Те, кому билет в 200 грн. в тягость, располагаются снаружи, по периметру невысокого заборчика. И льется музыка.

Впервые в этом году был запущен двухдневный проект Алексея Когана «Слушаем музыку вместе» (киевлянин Алексей Коган – постоянный участник «Джаз-Коктебеля», концертный ведущий и джазовый популяризатор). Вход сделали свободный, и поначалу публика несколько неуверенно заполняла площадку перед сценой.

– Это не мастер-класс, это диалог о музыке, – сказал Коган. – Порой нужно немного помочь слушателю, расставить акценты, рассказать предысторию появления композиций. Закройте глаза и смотрите!

К концу часовой встречи все кресла были заняты, среди зрителей оказался и министр курортов и туризма Крыма Александр Лиев. Аудитория посредством записей познакомилась с классиками джаза. Покорили пьесы Пола Винтера, посвященные спасению животных. Про творчество Бобби Макферрина Коган заявил:
– У него прямой контакт с Богом!

Порядок и не очень

От «Волошинской сцены» – прямая дорога к «Open Stage», дневной бесплатной сцене рядом с нудистским пляжем. По пути можно увидеть выступления артистов, встретившихся уже здесь и объединенных в «солянку сборную». Кто-то тут же пускается в пляс, а кто-то нервно размахивает кулаками. Конфликтов на «Джаз-Коктебеле» почти нет, но тут поди-ж. Местному мускулистому спасателю не понравились артисты, собирающие деньги. Может, не поделились? Продавцы хенд-мейда рассказывают: за места нужно платить. Кому и сколько, история умалчивает.

Еще об одном инциденте уже написали некоторые СМИ. Девушку, которая во время вечернего концерта залезла на звукооператорскую будку, стащили и ударили по голове охранники. Их действительно было немало, главная работа заключалась в охране от безбилетников основной сцены – «NuJazz Stage». Все, что вокруг – вне их компетенции. Но даже при таком самотеке как-то проходило все мирно (или почти все), с алкогольными возлияниями, но без пьяных дебошей. А между тем, маленький Коктебель в эти четыре дня посетили около пяти тысяч человек.

Картину внутренней самоорганизации на фестивале дополняет приятная мелочь – уборка пляжей и прилегающей территорий. Уже в восемь утра практически везде наведена чистота, работают мусороуборочные машины. В течение дня порядок поддерживают волонтеры. Кроме того, на каждом углу туалеты (по 3 грн.), заработок для местной публики. На «Open Stage» два ряда бесплатных биотуалетов, рано утром их вычищает машина.

Немаловажный аспект пребывания на фестивальном празднике связан с общепитом. Да, по-прежнему по пляжам бродят продавцы креветок и кукурузы, с которыми безуспешно борются работники СЭС и желудки отдыхающих. Зато появились недорогие «столовки» с традиционными супами и салатами, вкусными и сытными.

На вкус и цвет

Всего на трех фестивальных сценах прошло 70 концертов музыкантов дальнего и ближнего зарубежья. По количеству танцующих самым заводным стал Горан Брегович, который представил альбом «Шампанское для цыган». Народ плясал под ударную веселую музыку, хотя дело было далеко за полночь. Всех снова своим лиризмом и вокалом покорила Нино Катамадзе. Про выступление «The Tiger Lilles» с его фальцетом и лихой гармошкой одна средних лет пара высказалась:
– Это – что угодно, но не джаз!

Кто-то оскорбился, что совершенно фантастичная белоруска Светлана Бень («Серебряная свадьба») выступала со своим кабаре-шоу не как основной участник, а как бы на разогреве. В любом случае – ни одного равнодушного. Каждый получил свою порцию джазового заряда и с полным умилением мог бы воскликнуть: «Как жаль, что вас не было с нами!»

На фото: Светлага Бень, солистка белорусской группы «Серебряная свадьба». Подготовка у концерту на NUJazz Stage.