Как я рисковал жизнью ради искусства

Ялтинский детский врач и большой любитель кино рассказывает, как лечил актерских детей и снимался в эпизодах, не жалея головы 

Редко какой кинофильм появляется на экранах в тот же год, что снимается. Бывало, что он вообще доходит до зрителей через несколько лет, или в укороченном виде. Так было, например, со второй серией «Ивана Грозного» (цензуру насторожил показ борьбы бояр с царскими опричниками). И с фильмами « Андрей Рублев», «Комиссар», с самой первой кинокомедией Леонида Гайдая «Жених с того света». Такая же участь чуть было не постигла «Кавказскую пленницу»: готовый фильм комиссия признала антисоветским, и только после случайного просмотра его Брежневым (ему очень понравилось) кинокомедия попала на всесоюзный экран.Все эти фильмы я вспоминаю, потому что полностью или частично они сняты в Крыму, в Ялте.

Многие ялтинцы, соответственно, были связаны с приезжими кинематографистами. Кто-то сдавал им квартиру, кто-то обслуживал в ресторанах и возил на экскурсии. А я, рядовой врач-педиатр, общался с киношниками, потому что на моем участке жили сотрудники Ялтинской киностудии и находилась гостиница «Ореанда», куда селили режиссеров и операторов, известных актеров с членами их семей.

Через 20 лет я увидел малютку на экране 

В 1981 году белорусские кинематографисты во главе с известным тогда режиссером Виктором Туровым, снимали многосерийный телевизионный фильм «Люди на болоте». Зима, январь, все съемки идут в экстремальных условиях – и на замерзших озерах , и в горах, по пояс в снегу. Ведущую женскую роль играла актриса Борзова – жена режиссера.

Обосновались Борзовы в одном из лучших номеров «Ореанды» – он, она и их десятимесячная дочь под присмотром бабушки. Малютка простудилась, и меня, участкового педиатра , вызвали к ней. У ребенка оказался бронхит, нужно было лечить в больнице. Но родители – ни в какую… На свой страх и риск начал лечить ребенка в гостинице: медсестра приходила несколько раз в сутки – делала уколы, общий уход был за бабушкой. Я понимал родителей: съемки – процесс трудоемкий и дорогостоящий, его остановить сложно.

Прошла пара недель. Ребенок здоров, родители счастливы – а мы с медсестрой получили в подарок по баночке редкой тогда черной икры.

Позже фильм с успехом прошел на всесоюзных телеэкранах, а режиссер, оператор и актриса Борзова стали лауреатами Государственной премии.

Спустя лет двадцать, в детском фильме-сказке, снятом в Бахчисарайском районе, я снова увидел актрису Борзову, только не мать, а дочь, ту малютку, которую лечил от бронхита много лет назад.

Как я летал: от взрывов, падений и в ракете-носителе

В том же памятном 1981 году, летом, прославленная летчица, Герой Советского Союза Евгения Жигуленко снимала свой первый художественный фильм «В небе «ночные ведьмы». В большом павильоне Ялтинской киностудии выстроили объект «Блиндаж немецких летчиков», в который нас, статистов, одетых в соответствующую форму, и направили. При этом было сказано: « Вот вам патефон, губная гармошка, игральные карты – сидите, развлекайтесь, пока оператор найдет точку съемки».

Проходит каких-то десять минут – и взрыв, да такой, что вещи полетели по всему блиндажу. Забавный сюрприз устроила нам Евгения Жигуленко. Как ошпаренные, вылетели мы наружу, а нас в это время снимают. Увы, эпизод этот в фильм так и не вошел. Хотя испуг был большой!

Хотя Байконур и Плисецк далеко от города-курорта, я побывал в ракете-носителе, правда, не в настоящей, а сделанной на студии для съемок приключенческой ленты «Через тернии к звездам», причем, в том же 1981 году. «КИА» (тогда «Курортная») и в ту пору была одной из ведущих в Крыму, и я время от времени печатался в ней. А в фильме «Через тернии…» среди детей-актеров снимался Володя Басов – сын знаменитого актера и режиссера и его не менее знаменитой жены – актрисы Натальи Фатеевой. О нем-то я и решил написать заметку. Режиссер фильма Ричард Викторов дал согласие и вручил мне сценарий для ознакомления, его я прочитал в тот же вечер. Затем побывал в декорации «отсек космического корабля» и, поговорив с Володей, написал большую статью, которая была опубликована.

Что было дальше? А дальше за этот детский фильм и режиссер, и оператор, и все взрослые актеры получили Государственную премию СССР, а дети – ценные подарки. Володя Басов теперь сам кинорежиссер, и в титрах его фильмов написано: «Режиссер Владимир Басов-младший». А фильм «Через тернии к звездам» по сей день демонстрируется на телеэкранах.

А в 1976 году – это уже тридцать пять лет назад – попал я случайно, сам того не желая, в каскадеры в кинофильме «Пока бьют часы». А все потому, что у настоящего каскадера вдруг оказался аппендицит, и его срочно госпитализировали. Я, статист из массовки, был очень на него похож, и режиссер Геннадий Васильев уговорил меня на этот киноподвиг. Итак, в павильоне Ялтинской киностудии построен царский дворец, в котором пируют сказочные герои, и изображают их прекрасные актеры – Людмила Хитяева, Георгий Милляр, Махмуд Эсамбаев. Гости танцуют, флиртуют, а я как бы регент оркестра, что расположен на антресолях. Смотрю сверху вниз – а это метра два до среднего яруса… На нас, музыкантов, направлены две камеры. Съемки начались: я дирижирую и … лечу вниз в раскрывшийся люк, ударив при этом бедро. Второй, такой же дубль. Зная, что будет, я повисаю на локтях и приземляюсь уже на ноги. Неделю потом прихожу в себя. И снова на съемку. Вначале меня со среднего яруса бросают вниз, затем – в котел с кипящей водой (в этом случае, правда, чучело каскадера), откуда потом, уже я, выскакиваю, как очумелый, бегу по царской кухне под улюлюканье поваров и поварят… Увы, как и другие, отлично снятые эпизоды, мой в фильм не вошел – «зарезали» при монтаже. 

«Да у нас тут сплошной цирк»

В 1966 году работал я в амбулатории в пос. Чехово. В него, в мой участок входило плато Ай-Петри, где в воинской части было немало детей. Вот оттуда мы и ехали, когда наткнулись на съемочную группу «Кавказской пленницы». На своем дохленьком «Москвиче» мы увязались за киношниками. Они снимали, как Шурик гонится за машиной на лошади. Так как я был к тому времени хорошо знаком с Никулиным, то он представил меня своим партнерам по фильму, кинооператору В. Бровину, режиссеру Л. Гайдаю. Последний при этом, показывая на Варлей и Никулина, изрек: « Да у нас тут сплошной цирк!»

Эта встреча мне потом помогла, когда Леонид Гайдай снимал в Ялте комедию «Иван Васильевич меняет профессию», о чем я писал в местной газете. В своей заметке я особо рассказал о работе кинооператора Сергея Полуянова, заслуженного деятеля искусств СССР. Он сам родом из Ялты, и судьба его по-своему уникальна. Его школьный выпускной вечер состоялся 21 июня 1941 года, а так как в юности он увлекался фотографией, то всю войну прошел в качестве фотокорреспондента. Затем была учеба в московском ГИТИСе и съемки таких замечательных фильмов, как «Мексиканец», «Жили-были старик со старухой», «Чистое небо», «Воскресенье» и множество других прекрасных лент. В музее ялтинской гимназии ему посвящен целый стенд.

А с Юрием Никулиным судьба свела меня, молодого врача-педиатра, почти полвека назад. Он с женой, сыном и мамой приехал на отдых в Ливадию, где они на месяц сняли квартиру. А еще у Юрия Владимировича были планы отремонтировать свою старенькую автомашину. Будучи на отдыхе, он снимался в Алупке в небольшом эпизоде, а вечерами проводил творческие встречи в санаториях, чтобы заработать на этот ремонт.

Там же, в Ливадии, находится таксопарк. Туда-то он и обратился. Согласились без разговоров. Пригнал он свою машину и через пару дней вернулся за ней. Хотел расплатиться, а директор ему и говорит: «Запчасти бесплатно, подарок от месткома, а с мастерами договаривайтесь сами». Мастера тоже денег не берут: «Вот если бы пару бутылочек водки и закусь – это да! И вы бы с нами посидели, о себе, о кино рассказали». 

Выпили прилично с актером Никулиным, хорошо закусили, и память надолго осталась. Откуда я знаю эту историю? Из первоисточника – от Юрия Никулина. Опять же, моя жена много лет в таксопарке диспетчером проработала. Встречался я с Юрием Владимировичем и позже, но это уже другая история. 

Николай Мартынович

Фото из личного архива автора

На фото: 1970 год. Николай Мартынович на Ялтинской киностудии во время съемок фильма «Всех свистать наверх».