Там средневековье, а тут – осторожно, ЖЕНЩИНА


На неделе в мире можно было наблюдать за окончанием сразу нескольких непохожих, но чрезвычайно интересных процессов. В каждом из них свои герои и результаты, но общее одно – все в истории повторяется.

В мире: Не в ЗАГС, а к прокурору

Итак, противостояние в Турции завершилось разгоном митинга и инициативой премьер-министра Реджепа Эрдогана о проведении референдума относительно судьбы парка Гези в центре Стамбула. Можно подводить итог: власть пошла по пути силового решения и решила оставить в стране все, как есть. Однако осмелимся сделать прогноз – Турция уже не будет такой, как прежде. Потому как конфликт, который наблюдал весь мир, не имеет никакого отношения к экологии. Это конфликт поколенческий. Правление Эрдогана, пришедшего к власти демократическим путем, но при этом не желающего эту власть отдавать, сегодня подходить к важной черте, когда любой режим должен либо обновиться, либо он начнет коснеть и обрастать нерешенными проблемами. Отсутствие политического решения проблемы становится свидетельством кризиса турецкой системы, если быть точным, то явного противоречия между заложенными при основании государства принципами и желанием современных правителей эти принципы переиначить под себя. Проявление оппозиции вот в такой форме гражданского протеста – это сигнал к тому, что запрос на обновление сформирован, теперь конкурировать Эрдогану придется не с привычными и слабыми оппонентами из оппозиции, теперь оппозицией становится целый сегмент турецкого общества. И это просто так «не рассосется». 

Еще один важный итог для всего мира – это объявление об окончании миссии миротворцев в Афганистане. Теперь порядок и мир в стране будут поддерживать местные силовики, международный контингент остается, но только для обучения полицейских и общего контроля. Конечно же, сильны голоса скептиков, считающих, что американцы и натовцы «влезли в Афганистан». История, между тем, доказывает, что ни одному завоевателю извне поставить бескрайнее нагорье на колени, действительно, не удалось – ни Тамерлан, ни английские колонизаторы, ни советская власть долго в этом бурлящем котле не задерживались. И секрет тут, очевидно, в особых обычаях, традициях и принципе организации афганской жизни, прочно сидящей еще в средневековье. Современному миру не понять их, а им не понять современный мир. Поверить в то, что земля, уже несколько десятилетий живущая войной, перестанет быть «горячей точкой», нельзя, поэтому новые сообщения о терактах и бесконтрольном наркотраффике не за горами. 

На этом фоне скандал с чешским премьером Петром Нечасом – лакмусовая бумажка различий современного мира. Чиновник, руководивший правительством около трех лет, слишком доверился своему руководителю аппарата Яне Надьовой, настолько, что их отношения переросли в более чем личные. Собственно, этим госпожа Надьова и воспользовалась – стала вымогать взятки за решение разных вопросов, и более того, поручила установить слежку за тремя людьми, среди которых была и жена премьера. Нечасу пришлось подать в отставку и на развод после 25 лет образцового брака. Очевидно, в этой истории больше всего занятен пикантный момент «служебного романа» и констатация факта, что личное иногда таки становится выше государственного. Ценой этого может быть и карьера, и семья, и как таковая репутация. В общем, вот она, прозрачность власти в ее самом рафинированном виде.

Ну и, конечно, интересно было понаблюдать за перипетиями саммита «большой восьмерки» в Северной Ирландии. Эти люди действительно самые влиятельные в мире, их цели могут как сходиться, так и входить в противоречия. В данном случае противоречием стал вопрос о Сирии. И здесь дискуссия велась в формате семеро против одного. То есть все против Владимира Путина. Собственно, идея западных лидеров состоит в том, чтобы обсудить вопрос о передаче власти и формировании переходного правительства. То есть Башара Асада принципиально «списывают», Россия же устами своего лидера призывает, чтобы проблемы Сирии решались на внутреннем уровне, то есть путем некоего диалога власти и оппозиции. Однако, судя по накалу страстей в самой Сирии, разговора не получится. И самое в этом отношении проблемное то, что этого диалога не хочет ни одна из сторон – Асад идею проведения выборов категорически отрицает, сама же оппозиция настолько широка и разноцветна, что в ней сложно определить, кто действительно политик, а кто – обычный бандит. Режим Асада в перспективе, конечно же, не удержится, но кто придет на его место – более глобальный вопрос. И мировые лидеры, очевидно, ответа на него не знают.

В Украине: Почем опиум для народа?

История с исчезновением монахинь из Покровского монастыря в Киеве и ее неожиданное криминальное развитие – хорошая иллюстрация моральных норм в современном обществе. Итак, некая аферистка (ее разыскивает милиция) в компании с братом экс-депутата Верховной Рады Сергеем Бутом решили провернуть очень занятную схему: договорившись с настоятельницей монастыря, они открыли при нем некий благотворительный фонд. Под его вывеской же осуществлялась как бы коммерческая деятельность, а если быть точным – мошенничество. Состоятельным людям предлагалось через фонд покупать дорогие иномарки, якобы напрямую поставляемые из Германии. Ну а через фонд, дескать, дешевле. Поручителем и выступала якобы настоятельница монастыря, так, во всяком случае, уверяли деятели фонда. В итоге – машин никто не увидел, как и денег. А вот настоятельницу и еще одну монахиню некие люди вывезли насильно из монастыря и держали взаперти несколько дней. Сейчас, с Божьей помощью, заложницы вернулись в обитель, но вот ясность в историю не добавилась. Знала ли матушка о преступлении? С какой целью участвовала? В общем, чудны твои дела, Господи, да и только… 

Зато вполне политическая история о скандале во фракции «Батькiвщина» совершенно не удивляет. Требования к народному депутату, одному из лидеров оппозиции Анатолию Гриценко, сложить мандат прозвучали сразу же после того, как Арсений Яценюк занял главенствующее положение не только во фракции, но и в партии. Но Гриценко не является его подчиненным, более того, его персонально пригласили в свое время в список, явно полагая, что личный рейтинг политика усилит общую команду. Но Гриценко относится к тому типу людей, которых принято называть «одиночками». У него есть мнение, когда он не видит, что с ним не считаются, он об этом заявляет открыто. И, думается, он имеет на это право. Внутренние конфликты и отсутствие дисциплины, двойные стандарты и то, что интересы партии и ее избирателей сейчас фактически подчинены президентским амбициям одного человека – факт. Об этом и заявлял Гриценко, за что сейчас ему предлагают сдать мандат. Такой ход Яценюка – это свидетельство уязвленных амбиций, доказательство, что он, как лидер, боится внутренней конкуренции, не умеет отвечать, смотря в глаза, склонен к кулуарщине. Мы все это перечисляем не для того, чтобы сказать, что он плохой, просто лучше все это узнать сейчас, чтобы потом не было поздно. Человек же в президенты собирается. 

В Крыму: О заборе и не только

Эпопея со сносом забора, преграждающего путь к морю в Алупке, заслуживает комментария. То, что отдельный предприниматель встал фактически против всей государственной системы на местном уровне – факт небывалый. И то, что он восстанавливает забор после каждого сноса – не столько свидетельство его личного эгоизма. Проблема шире: ведь на руках у него есть разрешительные документы, которые когда-то были выданы и до недавних пор не вызывали вопросов. Вот и стоит разобраться – почему тогда все было хорошо и можно, а сейчас – вдруг нельзя? И это не претензия к власти, это просто апелляция к здравому смыслу. Потому как отношения бизнеса, власти, громады в прибрежной зоне давно превратились в какой-то «бермудский треугольник». Оценить этическую сторону вопроса сложно, очевидно, что всем надо соблюдать закон и только. А с этим пока что сложно…

Николай Карпов

На фото: На уходящей неделе Верховная Рада позволила системе экстренной медпомощи принимать благотворительные взносы. Как именно это будет выглядеть – пока неясно.