Сорок лет без трамвая

Первый трамвайный вагон прошел по Симферополю в 1914 году, последний – в 1970-м

Летом 1912 года в крымской столице появилась необычная контора – Управление трамваев и освещения Бельгийского анонимного общества в г. Симферополе. А два года спустя, в августе (по старому стилю в июле) 1914-го, состоялось торжественное открытие трамвайного движения.

Трезвон на Пушкинской

Первый трамвай стал для симферопольцев настоящей сенсацией – на улицы высыпали толпы зевак. Из-за него даже произошла авария – засмотревшийся водитель автомобиля наскочил на переходившего улицу пешехода. Последний, к счастью, остался жив-здоров.

В день открытия билет стоил 10 копеек, а накатались горожане на 590 рублей (деньги пошли на благотворительный сбор – началась Первая мировая война). Затем билеты стали продавать по 3 копейки. К октябрю 1914-го в городе работало уже три трамвайных маршрута, после Великой Отечественной войны открылся четвертый.

Поначалу вагоновожатые (так раньше называли водителей трамваев) управляли трамваем стоя, но вскоре их снабдили вращающимися табуретками. Первые трамваи представляли собой один моторный вагон. Управление размещалось и на передней, и на задней площадках. Когда трамвай доходил до конца маршрута, вагоновожатый переходил в противоположную сторону вагона и отправлялся в обратный путь.

Первые трамвайные вагоны, появившиеся в Симферополе, были открытого типа. Однако их вскоре пришлось заменить закрытыми: из открытых вагонов время от времени вываливались граждане, ехавшие навеселе.

Один из трамвайных маршрутов проходил прямо по улице Пушкинской. Водители трамваев жаловались, что после того, как они проедут по Пушкинской, у них немеет нога. Дело в том, что под ногой у водителя находилась пружинная кнопка трамвайного звонка. На нее нужно было с силой нажать, чтобы трамвай зазвонил, прося пешеходов посторониться. На Пушкинской водителям приходилось давить на кнопку звонка почти беспрерывно: эта улица еще в довоенное время была любимым местом прогулок молодежи. Из-за этого в 1954-м трамвай отсюда перевели на Кирова, а Пушкинская стала первой пешеходной улицей крымской столицы.

Помним, любим, скучаем…

В 60-х власти решили, что трамвай отработал свое: трамвайные пути износились, их нужно было менять, выделять на это деньги сочли нецелесообразным: в городе уже работали троллейбусы – и трамвайные маршруты стали закрывать один за другим. Последний трамвай прошел по Симферополю в последний день осени 1970-го. Это был трамвай маршрута №4, возивший горожан от железнодорожного вокзала до ул. Оборонной (ул. 51-й Армии). Симферопольцы тяжело пережили расставание с трамваем. Прошло уже сорок с небольшим лет – а горожане до сих пор вспоминают о нем с любовью и печалью.

Народ зря не скажет

«Как здорово было выпрыгивать на ходу!»

Александр Николаевич Павлов:

– В этом городе я родился и вырос и к тому, что из Симферополя исчез трамвай, не могу привыкнуть до сих пор. Я считаю, большая глупость была, что его убрали. Трамвай – это ведь совершенно особый вид транспорта, там какая-то особая атмосфера, настраивающая на философский лад: когда едешь в трамвае, чувствуешь себя как-то раскованно, свободно, что ли. Я очень люблю города, где есть трамваи. Когда бываю в Евпатории, непременно езжу на трамвае, просто так, удовольствия ради – чтобы звуки эти услышать, родной симферопольский трамвай вспомнить. Я еще застал времена, когда в трамвай можно было на ходу заскочить и выскочить – я всегда на ходу выпрыгивал, это так здорово было! Как-то, помню, в трамвае ехал с танцев – и заснул, меня разбудил кондуктор уже в трамвайном депо, где-то в Старом городе. Кстати, трамваи допоздна ходили – до полпервого ночи. А начинали работать с 5 утра.

«Он возил туда, куда не ходят маршрутки»

Людмила Никифоровна Чичканенко:

– Мы все его любили, все жалели, когда он исчез. Такой хороший был вид транспорта – не шумный, не вонючий, шел себе тихонько, позванивал, верой и правдой нам служил. После войны, помню, одно время были старые громоздкие вагоны, а потом завезли новые чешские, узкие такие, изящные. И все улицы были пронизаны трамвайными линиями – трамвай ходил там, где сейчас ни троллейбусы, ни автобусы, ни маршрутки не ездят.

«Молодежь знакомилась на трамвайных ступеньках»

Александра Михайловна Бачагова:

– Очень удобный и романтичный был вид транспорта. Почему романтичный? Да сидеть было обычно негде, и молодежь на ступеньках стояла – ну и знакомились там. А молодежи в трамваях было много – билет стоил три копейки, и студенты предпочитали пользоваться трамваем, потому что за автобус уже пять копеек нужно было платить. Старые вагоны были синие, а потом появились и красные. Помню, что красный трамвай ходил от вокзала к центру, это где-то в 1957-58 году было. Когда снимали трамвай, люди, конечно, очень сожалели. И до сих пор жалеют…


Справочная «Газеты»

В Севастополе трамвай существовал с 1898 года по 1942-й, с 1924-го работала еще и линия Севастополь – Балаклава. В Керчи трамвай появился в 1935-м, исчез в 1942-м. Евпаторийский трамвай – ровесник симферопольского – работает и сегодня. В поселке Молочном, что под Евпаторией, с 1989-го действует одна из самых маленьких трамвайных систем в мире: по линии длиной полтора километра курсируют два вагона, сцепленные так, что их кабины направлены в разные стороны. На маршруте всего две остановки, и обе конечные – в курортный сезон трамвай возит пассажиров от пансионата «Береговой» до пляжа и обратно.

На фото: Трамвай на ул. Пушкина (перекресток с ул. К. Маркса), 1947 г.

Фото из фондов Музея истории трамвая и троллейбуса КРПП «Крымтроллейбус»