Несдуваемый божий одуванчик

или Почему покушение на жизнь наивной старушки, к счастью, не увенчалось успехом

6 апреля в Крымском академическом украинском музыкальном театре, через 27 лет после выхода первой версии, вновь состоялась премьера джаз-комедии «Американская comedy» («Не пришить ли старушку?»), поставленной заслуженным артистом Украины Юрием Федоровым по пьесе американского драматурга Джона Патрика.

Признаться, никогда раньше не доводилось видеть столь гармоничную комбинацию комедийных и драматических элементов: вот зритель искренне смеется над очередной выходкой героев, но уже через мгновение он едва сдерживает себя, чтобы не расплакаться от жалости к этим несчастным людям, чья жизнь хоть и бьет ключом, да все по голове… Весьма эффектный прием – показывать проблему через призму юмора. Потому что сухое морализирование в храме искусства – нелепость.

Казалось бы, что смешного в нищенском существовании пожилой Памелы Кронки (заслуженная артистка Украины Нелли Жук)? Обитающая в подвале разрушающегося дома, который когда-то был ее родовым гнездом, и вынужденная побираться, она, тем не менее, сохраняет оптимизм, душевное тепло и совершенно нереальную в наше время, какую-то детскую доверчивость.

Этим-то букетом качеств и решают воспользоваться мошенники – молодая пара Брэд Винер (Андрей Фомин), Глория Гулок (Ольга Котляренко) и их главарь Сол Бозо (народный артист Украины Валерий Карпов). Зарабатывающие продажей... мочи под видом французских духов, «бизнесмены» без труда втираются главной героине в доверие, берут ее в свою «организацию», уговаривают застраховаться, а затем принимаются разрабатывать способы «несчастного случая». План очень прост: старушка погибает – и деньги достаются «безутешным компаньонам».

Что только не предпринимают креативные злодеи! Сначала они подпиливают потолочную балку, потом, потерпев неудачу, украшают елку (действие происходит в Сочельник) электрическими гирляндами, подключенными к взрывчатке, далее, опять-таки, не добившись желаемого результата, подумывают устроить ДТП… Но все без толку. Божий одуванчик отличается удивительной живучестью и везучестью. А время идет, срок страховки истекает…

По словам режиссера, автор планировал написать пародию на западные нравы, но за все эти годы она стала о каждом из нас. Примечательно, что театру уже доводилось ставить эту пьесу – в 1985 году. Затем о ней благополучно забыли, чтобы сегодня вспомнить – по причине острой ее актуальности.

Что же победит – жажда материальных благ или совесть (которую, как известно, считают присутствием Бога в человеке)? На этот вопрос наш читатель получит ответ, только если сам посетит симферопольскую обитель Мельпомены. В любом случае, обилие разнообразных чувств и мыслей ему гарантировано.