Хороший прибор - треть успеха, остальное - опыт и удача

Современные охотники за сокровищами по-прежнему рассчитывают на везение. Сейчас в разгаре штормы и сезон поиска золота на пляжах

Из детских книг мы помним, что кладоискатели - такие темные личности, орудующие по ночам в поисках набитых золотом сундуков. В наше время их можно увидеть днем, в людных местах (например, на пляжах), где они бродят с металлоискателями. «редакция» поговорила с современным охотником за кладами, чтобы выяснить, где, как и какие дра­гоценности удается раскопать.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ПЯТИ КОПЕЕК

Ялтинец Олег Ф. решился с нами встретиться после долгих раздумий. Парень за­нимается металлопоиском относительно недавно (бо­лее двух лет), но очень плот­но. На «полевые работы» вы­езжает практически каждую неделю и обошел со своим металлоискателем наш по­луостров вдоль и поперек.

- Все началось вот с этих двух, - рассказывает Олег. - С николаевских пяти копеек и екатерининской монеты. Я их нашел в старом диване, который собирались выне­сти на свалку. Почему занимаюсь этим? А зачем мужики постоянно ездят на охоту, рыбалку? За мясом и рыбой? Это же все в магазине продается. Они занимаются этим из-за охотничьего азарта, выброса адреналина. А мы - охотники за кладами, у нас это тоже хобби, у некоторых перерас­тающее в смысл жизни.

У Олега добыча тематиче­ски рассортирована. В одной коробочке - старинные моне­ты, в основном николаевские и екатерининские, а также полустертые тончайшие мо­нетки - «чешуйки» Крымского ханства, большинство сере­бряных и одна золотая. Здесь же немецкая монета с орлом времен Великой Отечествен­ной войны, сильно стертая. Отдельно в вазе - серебря­ная ременная пряжка времен Крымского ханства, старин­ный медный наперсточек, кусочек серебряной серьги, латунные гильзы, которые, по словам Олега, попадаются по всему Крыму. На связке я ви­жу древние кресты и колечки.

- Это бронзовый крест примерно XVIII века. Чем ин­тересен? Нательные кресты такой формы редко встреча­ются. Вот эти два простеньких темных колечка - при­близительно XV11 - XV111 веков, - рассказывает Олег в ответ на мой вопрос, что здесь са­мое ценное. - Откуда я знаю возраст вещей? Сейчас пол­но сайтов, где тусуются зани­мающиеся металлопоиском, а также антиквары и специ­алисты, которые могут точно определить возраст вещицы.

В последнем мешке у Оле­га хранятся советские моне­ты и значки, которых у всех в изобилии и которые сегодня никому не нужны.- Собирают, как правило, определенные раритеты, - рассказывает кладоискатель. - Одни занимаются только военной тематикой - ищут ножи, гильзы, награды, знаки отличия, дореволюционные медали. Другие собирают бы­товые вещицы - старинные пуговицы, кресала, черниль­ницы (среди них попадаются очень красивые), античные вещи и так далее. Встречают­ся охотники за метеоритами, но это очень редкий и доро­гой вид металлопоиска.

РЕШАЕТ ВСЕ УДАЧА

Главный инструмент со­временного кладоискателя - прибор, сканирующий землю на глубину до метра. Игруш­ка не из дещевых: профессиональный металлоискатель английского, американского производства стоит от пя­ти тысяч гривен, китайский любительский - дешевле, но соответственно и результат.

- Даже если ты взял хоро­ший металлоискатель, это не значит, что сразу полу­чишь хороший результат. Сначала наберешь мешок советских монет, потом три мешка пивных крышек. Но иногда и что-то хорошее по-падается. Недавно ездили на Керченский полуостров, где я случайно нашел фрагмент скифской брошки - пример­но III века до нашей эры. Так же случайно нашел под Сим­ферополем большую медную монету последнего крымско­го хана - Шахин Гирея. Я ее продал за тысячу гривен коллекционеру, которого на­шел через знакомых. Хоро­ший прибор - всего лишь треть успеха, - размышляет Олег. - Без навыка ничего не найдешь, поэтому опыт - это еще одна треть. Оставшаяся треть - информированность и удача.- Как находят хорошие ме­ста? Во-первых, случайно, - говорит Олег. - Всегда к историческому материалу идет сопутствующий. Идешь по по­лю и видишь обломки старых кирпичей и керамики - начина­ешь там искать. Во-вторых, су­ществуют карты XVIII-XIX веков. Несколько лет назад появи­лась книга «Города-призраки Крыма» со старинными карта­ми несохранившихся древних поселений. Так ее раскупили сразу же после выхода. Мы потом проехали по этим ме­стам и ничего не нашли, уже все было перекопано. В Крыму металлопоиском занимаются в Севастопольском, Бахчисарай­ском, Алуштинском. Судакском регионах, около Евпатории. Вы сейчас мне расскажете про «черных археологов». Но мы копаем на месте заброшенных сел, где нет исторических па­мятников и охраняемых объ­ектов, где никто не собирается проводить археологические раскопки и эти древние вещи просто сгниют в земле. Кста­ти, по старым картам искать клады не имеет смысла - там ступить некуда, все разрыто. Я только что ездил на старое поселение, которое нашел на карте XVIII века, а там - яма на яме.

ЖЕРТВА «ЗЕМЛЯНОМУ ДЕДУШКЕ»

На «охоту» кладоискатели выезжают небольшими груп­пами. Берут машину одного из участников, остальные скидываются по сто гривен (или больше, в зависимости от расстояния) и едут на оче­редное место.

- Одному сейчас опас­но заниматься металло­поиском, - говорит Олег. - Можно получить от фер­меров. Какому арендатору или хозяину поля понравит­ся, что на его участке кто-то лазит с металлоискателем? Бывает, нападают стаи со­бак - хозяйские и бездо­мные. Может милиция при­драться.

А еще, чтобы поиск был удачным, нужно принести жертву земляному боже­ству.

- Он называется «дедуш­ка», - говорит Олег. - И за­ведует всеми кладами в зем­ле. Нужно подарить «дедуш­ке» новые монетки, можно хлебца положить и налить стакан спиртного (или по­брызгать на землю). Я тоже закапываю монетки. Помо­гает ли мне «дедушка»? Не знаю, может, все найденное я бы и так раскопал, но на всякий случай...

О найденных раритетных вещах (а тем более кладах) поисковики не слишком рас­пространяются: по закону, их нужно сдавать государ­ству. Однако и среди кладо­искателей люди всякие.

- На форуме обсуждали случай: ребята нашли клад из церковной утвари и от­дали в церковь. Другие, крымские парни, откопали орден, выставили его в Ин­тернете, и спустя какое-то время их нашли дети по­гибшего солдата, которому принадлежал орден. На­града уехала в Белоруссию. Во время поисков мы уста­навливаем утерянные и за­бытые солдатские могилы и даже имена похороненных там.

92 ГРАММА ЗОЛОТА - С ОДНОГО ШТОРМА

Клады можно откопать не только в земле. Сейчас на пляжах Южного берега ак­туальное мужское занятие - поиск и добыча изделий из драгметаллов. Во время зимних штормов любители морской добычи толпятся с сачками на пирсе и что-то пы­таются выловить в бушующей мутной воде. После штормов они же большими металличе­скими сетками перелопачива­ют тонны пляжной гальки.

- Они ищут ювелирные из­делия, - отвечает Олег на мой вопрос. - В основном золотые кольца, серьги, пер­стни, браслеты, цепочки - все, что теряют во время ку­пания отдыхающие. Серебро сегодня дешево стоит - от 10 гривен за грамм, а золото, если на лом сдавать, будет по 200 гривен за грамм. Если же это ювелирные украше­ния, то по 250 гривен. Я знаю парня, который за зимний сезон «намыл» 256 граммов золота. Другой знакомый из Евпатории в прошлом году с одного только шторма «на­мыл» 92 грамма золотых из­делий. Но это рекорд. Я на море выхожу, когда делать нечего: мне попадаются только николаевские монеты. Но они уже никуда не годятся - море съедает металл пол­ностью. Еще недавно знако­мый выловил золотые часы «Картье» за 20 тысяч гривен. Какая вероятность, что най­дешь что-нибудь ценное? Никакой! Куда потом идут ра­ритеты? Кто-то собирает эти вещицы и обменивается с другими коллекционерами, кто-то продает. Самое цен­ное уходит за рубеж. Вывез­ти невозможно? Есть специ­альные люди, которые этим занимаются. А ловят в основ­ном лохов, которые самосто­ятельно пытаются все это провезти через границу.

Жанна Барышникова.

Фото автора.

на фото: 20 ноября. Этого челове­ка с металлоискателем часто видят на гур­зуфских пляжах после штормов.