Перед смертью сказал: «День города празднуйте, как будто ничего не случилось»

Сегодня в Феодосии похоронят мэра города Александра Бартенева, в городе объявлен трехдневный траур

Его убили подло, выстрелом в спину из обреза охотничьего ружья 16 калибра. Мэр до последнего боролся, раненый, пытался схватить нападавшего, пережил три операции и почти дожил до праздничного фейерверка в честь Дня города. Но ему не хватило донорской крови: очень редкая была группа... Александр Владимирович умер в больнице, которую реконструировали при нем, панихида пройдет в Доме офицеров, отремонтированном по его инициативе. 

Бартенев жил в обычной пятиэтажке на четвертом этаже на улице Федько, 28. Приехал домой уже поздней ночью. Поставил машину в гараж, зашел в подъезд. За ним прошел мужчина среднего роста плотного телосложения. Прогремел выстрел, двое, сцепившись выкатились из подъезда. Александр Владимирович остался лежать на земле, а нападавший вскочил и убежал. Все это известно благодаря свидетелю происходившего – соседу Бартенева, который как раз в это время вышел на балкон. 

Мэр (какой все-таки крепкий был человек!), заливаясь кровью, стоял на коленях и просил воды, у него было пробито легкое и раздроблена левая лопатка . Соседи вызвали «скорую», медики сделали три операции, но увы, спасти не смогли. Говорят, у него была редкая группа крови, четвертая положительная, и ее попросту не хватило. Александр Владимирович боролся за жизнь 20 часов, в субботу вечером его не стало. Прокуратура квалифицировала нападение на мэра как умышленное убийство.

«Я хочу работать так, чтобы не стыдно было выйти на улицу»

До последнего он оставался настоящим Мэром, заместителю поручил, чтобы День города провели как обычно. И весь день, пока Александр Владимирович боролся за жизнь, его город плясал, пил и веселился. Многие знали, что мэра пытались убить, но надеялись на лучшее.

О смерти Бартенева его зам Василий Ганыш сообщил в девять вечера, со сцены, прервав выступление ансамбля «Красные маки». Музыка стихла, люди стали расходиться, и привокзальная площадь потихоньку опустела. 

– Мы пили пиво, сидя на бордюре, курили и даже не верили, что он уже никогда здесь не пройдет. Странно, вроде чиновник был, а такой... человечный! У нас с ним день рожденья в один день... – Светлана Меньшова, жительница Феодосии, мелкий предприниматель, никогда не общалась с Бартеневым лично. Хотя его мобильный у нее был: переписала у приятельницы «на всякий случай».

На самом деле телефон мэра Феодосии был у многих горожан, он раздавал визитки всем, кто обращался к нему с проблемами: «Позвоните мне». Иногда строго спрашивал: «Ну вот вы помощи который раз просите, а что сами сделали за это время?» Сердился на вопросы о личном:

– Александр Владимирович, нашли воров, которые ваши квартиру ограбили?

– Мы за последние 2,5 года мы сюда столько инвестиций завели, сколько за все 20 лет город не видел! А вы про всякую белиберду спрашиваете! – рассердился мэр, снял галстук и сунул его в карман пиджака (мы разговаривали тоже в День города два года назад и только вошли в помещение с улицы.)

Для него не было мелочей, многодетной матери мог привезти плиту с пятью конфорками, а своих подчиненных заставил купить малоимущей пенсионерке унитаз. В прошлом военный (капитан III ранга, служил в ВМФ СССР и в ВМСУ), к подчиненным относился по-флотски сурово и очень трепетно относился к чистоте в городе.

– Еще раз заявляю, как только мусорный мешок найду где-то в непотребном месте, будете мне отдыхать, как в армии или на флоте. Я себе метлу куплю, перчатки и вам!– ругал Бартенев управление ЖКХ, неудовлетворительно организовавшее работу. 

Он стал мэром пять лет назад, сменив на этом посту Владимира Шайдерова, умершего в 2008 году. Руководил до этого феодосийской нефтебазой. За успехи на этом поприще был награжден званием Героя Украины. А в мэры не хотел.

– Иногда я сам себе не завидую, что приходится быть руководителем в такое нелегкое для города время. Проблема водоснабжения – это проблема №1 Феодосии. Остро стоят вопросы генерального плана, проблемы ЖКХ. Трудно, но я не жалуюсь. Раз люди поддержали меня и мою команду, они в нас верят, и мы обязаны оправдать это доверие. Я хочу работать так, чтобы мне потом было не стыдно выйти на улицу. 

Александру Бартеневу, родившемуся 31 декабря и записанному мамой на первое января, было всего 57 лет. Впереди была масса планов: реконструировать кинотеатр «Крым», отремонтировать музей Цветаевых, развивать Феодосию как курорт. В городском Доме офицеров, где сегодня с 9.00 до 12.00 пройдет гражданская панихида, уже сделаны необходимые приготовления. Похоронят мэра в 13.30 на городском кладбище.

Ограбили или «заказали»?

Конечно, многие сейчас задаются вопросом, почему и за что Бартенева убили, и конечно, в таких случаях лучше лишнего не писать. Не в том смысле, что неуместно, а в том, что надо дать время для работы следственным органам. Подспорьем им будет то, что убийца оставил обрез на месте происшествия, и то, что у ворот установлена видеокамера, направленная как раз на вход в подъезд: Александр Владимирович установил ее три года назад, после того как ограбили его квартиру. Милиция рассматривает несколько версий: в связи с профессиональной деятельностью, из мести и разбой. Основная, по словам начальника крымского главка МВД Михаила Слепанева 0150 разбой, потому что нападавший украл деньги из борсетки. 

В пользу криминальной версии говорит и время совершения преступления – полвторого ночи, время, когда улицы в спальных районах пусты. Тем более что на лето в прибрежные города съезжаются преступники-гастролеры. Хотя, может, кому-то нужно, чтобы все выглядело как гоп-стоп: уж слишком нетипичный для этого вида криминальной деятельности подбор оружия, «охотятся» обычно с газовыми «расточками». 

Относительно версии, связанной с профессиональной деятельностью, город крымского побережья летом – это территория для заработка немалых денег, и взаимоотношения здесь выстраиваются в треугольнике «власть – бизнес – отдыхающие». Конечно же, распределение источников дохода среди желающих предоставить услуги досуга, питания или оздоровления не в последнюю очередь зависело и от городских властей. И принципиальная позиция головы в этом смысле была широко известна. Поэтому сбрасывать со счетов вариант «ответки» от людей с ущемленными бизнес-интересами было бы преждевременно. 

Политика? На нее практически ничего не указывает. Более того, Феодосия может считаться одним из наиболее стабильных в этом смысле городов автономии, не изменила этой стабильности преждевременная кончина Владимира Шайдерова, бывшего мэром до Бартенева. Феодосийцы любили Шайдерова, но при Бартеневе город избежал политической борьбы за сферы влияния. 

За пять лет успел как за десять *

– Убрал торговые палатки с набережной, сделав ее одной из самых комфортных в Крыму.

– При нем реконструирован и запущен водовод Фронтовое – водоочистные сооружения в Феодосии, давший жителям Феодосийского и Судакского регионов круглосуточное водоснабжение. 

– В горбольнице №1 сделан капремонт: отделения расширены, в них новая мебель.

– Отремонтирован Дом офицеров – здание, которому более 100 лет.

– При Бартеневе в Феодосии стали проводить Международный винный фестиваль WineFeoFest, на который съезжаются тысячи туристов со всего мира.
– За два дня до гибели мэр торжественно открыл реконструированную Музейную площадь и площадь у памятника Айвазовскому. Как всегда, потер башмак художника. На счастье...

(*— и это лишь часть того, что успел сделать Александр Владимирович за последние годы)
 

О нем говорят

«Горожане звонили ему днем и ночью, он был в курсе любой мелочи»

Игорь Авруцкий, первый заместитель мэра Феодосии:

—  Александра Владимировича я знал с давних пор. Мы были близкими друзьями, дружили семьями, практически все праздники проводили вместе. Придя на должность городского головы, он попросил меня помочь ему, и я без раздумий оставил прежнюю работу и ушел в его команду. Этот человек жил только для людей, для города, отдавал на это всего себя, все свое здоровье и силы. Самое главное, что было им сделано – решение проблемы водоснабжения. В 2009 году город был на грани катастрофы, но мэр решил вопрос на уровне госбюджета и бюджета Крыма о выделении средств на реконструкцию водоводов. За четыре года его руководства было асфальтировано столько дорог, сколько за десять последних лет. Он работал в невыносимом темпе, и его команда работала в таком же режиме. Горожане звонили ему днем и ночью, он был в курсе любой мелочи, но нам всегда говорил: «Для нас это, может быть, и мелочь, но для человека это большая проблема».

«Бартенев безумно любил свой город»

Александр Баталин, директор ПАО «Завод «Фиолент», депутат Верховного Совета АРК:

– Александр Владимирович был открытым, но при этом внутренне очень сильным и целеустремленным человеком. Он сделал для людей очень много и будучи директором нефтебазы, и в качестве депутата крымского парламента. Бартенев безумно любил свой город, его жителей, хотел, чтобы Феодосия была самой лучшей. Он достойно принял эстафету от своего предшественника, учителя и друга Владимира Шайдерова и продолжил эффективно развивать город. Уверен, у феодосийцев останется самая добрая память о нем.

«Он исключительно терпеливо и доброжелательно общался с людьми»

Андрей Клименко, заслуженный экономист АРК:

– Бартенев всегда гордился тем, что он морской офицер, и для него честь офицера не была пустым звуком. До того как стать мэром, он много лет проработал директором Феодосийской нефтебазы, и все эти годы она была главным, если не единственным, бюджетообразующим предприятием Феодосии. В том, что нефтебаза не только не пошла «под нож» в сложные для всей страны годы, а постоянно модернизировалась и продолжает работать по сегодняшний день, огромная заслуга Бартенева. Он был человеком очень интеллектуальным, вежливым и тактичным. Этой весной мне довелось участвовать вместе с ним в общественных обсуждениях стратегического плана развития Феодосии. Я ожидал, что он как офицер, как мэр будет давить своим авторитетом, затыкать рты оппонентам. Ничего подобного: он терпеливо и доброжелательно общался с людьми, подробно объяснял сложные вопросы, спорил очень деликатно. Очень хочется, чтобы развитие Феодосии, задуманное Бартеневым, не остановилось, и люди, которые придут после него, сохранили тот драйв и понимание, которые были присущи ему.

«Музей Грина всегда чувствовал поддержку нашего мэра»

Алла Ненада, заместитель директора Феодосийского музея им. А. Грина по научной работе


– Александр Владимирович был истинным отцом города. В этом году ко Дню города была открыта обновленная Музейная площадь, установлен прекрасный фонтан, новые фонари, отреставрировано панно «Бригантина», а площадь у дома писателя вымощена новой плиткой. Все это заслуга Александра Владимировича и его замечательной команды. Его образ, его высокая человечность навсегда останутся в памяти города и, конечно, в памяти дома Грина.

«Знал его как хорошего хозяйственника»

Олег Осадчий, мэр Керчи: 

– Он был прекрасным человеком и семьянином, настоящим мужчиной. Феодосийцы ему доверяли и сегодня с горечью говорят о том, что погиб такой прекрасный человек. А я его знал как хорошего хозяйственника, и этим все сказано.


«Я потерял очень хорошего друга»

Владимир Серов, мэр Судака:

Александр Бартенев был человеком слова и дела, Человеком с большой буквы. Очень жаль, когда такие люди уходят из жизни, но, я убежден, Бог воздаст ему за все добро, которое он делал для людей. Я потерял очень хорошего друга... тяжело еще что-то говорить на эту тему.

Валентина Воробьева
Никита Павлюченко
Алексей Гончаров

Фото Светланы Борисовской

На фото : Александр Бартенев  в сессионом зале Верховного Совета Крыма