Люди в перьях, камзолах и латах прошли маршем по Севастополю

 «редакция» поинтересовалась у любителей исторической реконструкции, зачем им это надо и насколько это сложно

В Севастополе прошел традиционный музейный праздник «День Исторического бульвара», приуроченный к 230-летию города-героя. Изюминкой праздника, как всегда, стал марш-парад военно-исторических клубов Крыма по центру Севастополя. Советские офицеры Великой Отечественной, уланы, воины Крымской войны, средневековые горожане и ремесленники завораживали публику своими костюмами. «А это кто?», «Ой, посмотри – что это у них? Хи-хи. Гульфик?», «Какие красивые все!» – звучало в толпе. «редакция» выбрала из множества реконструкторов наиболее ярких и необычных персонажей и получила ответы на вопросы, чаще всего интересующие зрителей:

1. Что у них за костюм? 

2. Почему именно эту эпоху выбрали? 

3. Какие материалы сложнее всего найти для создания костюма?

Константин Андреев, 36 лет, моряк

1. Костюм времен Крымской войны 1853-1856 годов. Я представляю французскую армию – зуавов. Это был вид стрелков, которые изначально формировались в Алжире из арабского населения. Позже они стали полностью французскими, тем не менее колорит алжирской формы у них остался, поэтому мы носим звезды, полумесяцы, чалмы и прочие атрибуты мусульманских воинов.

2. Мы живем в Севастополе, здесь развернулись бои Крымской войны. А почему именно французские войска? Просто очень нравится форма, вот и все. На самом деле я в течение шести лет надеваю разные формы, и это первый раз, когда на мне второй год подряд один и тот же костюм. А так у меня их огромное количество: и наполеоника, и Крымская война, и средневековье, и война между Севером и Югом в Америке, и гражданская война в Испании. Что-то сам шью, жена помогает, что-то заказываю портным или обмениваемся с другими клубами.

3. Сейчас не сложно, а вот в 90-е действительно была очень большая проблема. Во-первых, не было денег, а во-вторых, невозможно было достать материалы. Сейчас на интернет-аукционах и форумах можно найти все – было бы желание, время и деньги.



Илья Якушев, 52 года, видеооператор

1. На мне форма 11-го уланского ее императорского величества государыни цесаревны великой княгини Марии Федоровны Чугуевского полка. Я в звании прапорщика.
У меня есть форма советского лейтенанта времен Второй мировой войны, также форма политрука рабоче-крестьянской армии. Есть немецкая форма – унтер-офицера вермахта.

2. Сегодня я в этой форме, потому что меня попросил руководитель военно-исторического клуба, который располагается в Чугуеве, представить его в городе Севастополе. У меня нет особых предпочтений в форме.

3. Если говорить об этом костюме, тут все очень тяжело. Пуговицы, короны, вензеля, пенсне – это материально достаточно затратно. Хотя в большинстве костюм состоит из копий. На мне только пуговицы, пенсне и медаль «300 лет дому Романовых» являются подлинными.



Александра Кононенко, 44 года, руководитель отдела материально-технического обеспечения театра им. Луначарского

1. Это конец XIV – начало XV века. Италия. На мне костюм барышни в возрасте, зажиточной дамы: шелковое платье было очень статусно тогда. Много всяких аксессуаров – ключи от дома, кошельки для подаяния и мелочи, жемчужные четки. Я маркитантка (торговка съестными припасами, напитками и разными мелкими товарами при армии в походе. – Авт.), дожившая до пенсии. Остепенилась, стала горожанкой, но привычек носить все с собой не оставила.

2. Я в реконструкции с 1997 года, у меня множество костюмов: есть два нюрнбергских шелковых платья, универсальный костюм для XV века с разными вариантами повязки головного платка. Выбор есть. Сегодня выбрала это платье (улыбается).

3. Дай подумаю: обувь шьет хороший мастер в Измаиле, чулки первоклассные делают девочки в Киеве, ткань сейчас можно по Интернету заказать любую, начиная от вуалевого шелка и кончая шелковой пряжей… Найти можно все.

Мария Ужинцева, 26 лет, преподаватель

1. Это итальянский костюм последней четверти XV века – 1460-1475 годы, летний вариант. На мне льняная рубашка и обычное домашнее льняное платье без рукавов, в котором удобно готовить или работать в поле. Это не «знатный» костюм, который стоит знатных денег. Например, шелк, сотканный по сохранившимся узорам XV века, можно заказать в Англии, и стоит он 70 долларов за метр.

2. Мы (муж Марии тоже реконструктор. – Авт.) подумали, что будет очень здорово связать наше место жительства с европейской историей. А у нас в Кафе (Феодосия. – Авт.) и Согдае, или Сулдее, (Судак. – Авт.) были генуэзские колонии, первое упоминание – 1266 год. У нас был вариант выбрать любое время, но мы выбрали XV век, потому что у нас очень много друзей занимаются этим промежутком и шьют Центральную и Северную Европу.

3. Сложно найти хорошую ткань, нужный цвет. В идеале было бы использовать ткань ручного прядения и крашения, но это другой уровень затрат. Ищем ткани подходящего оттенка и переплетения.

Евгений Дудко, 36 лет, кузнец-доспешник

1. Я в костюме швейцарского солдата первой трети XVI века и в доспехе максимилиановского типа (доспех времен правления императора Максимилиана I (1459-1519. – Авт.). Одежда воина только из натуральных, аутентичных материалов – начиная от льняного нижнего белья, заканчивая костюмом из шерстяного сукна.
2. У меня есть костюм кавалериста рабоче-крестьянской Красной армии, но в нем я выступаю редко. А в этой эпохе меня привлекла нестандартность костюма, яркость красок, броскость.

3. Сложнее всего сделать доспехи. Это трудоемкий процесс, необходим изрядный навык в работе с железом. А что касается самого костюма, то любые материалы, от тканей и до страусиных перьев для шляпы, сейчас можно купить.

Сколько стоят элементы костюма

Реконструкторы, отвечая на вопрос: сколько стоит их костюм от головы до пят, отвечают коротко: «Дорого», не вдаваясь в подробности. Да и мало кто считает. Порывшись на страничках мастеров в социальных сетях, общее представление о дороговизне этого увлечения составить можно. Например, средневековые башмачки обойдутся в 70-110 долларов, чулки из шерсти – около 250 гривен (только работа), метр льна – 85 гривен, шелка – 280 гривен, шерсти – от 113 гривен, пошив камизы (рубахи) – 200 гривен, платья – 700 гривен. Пояс из кожи и латуни обойдется в 200-220 гривен, дамский кошелек – в 250, а цена на мужские кошельки может достигать 700 гривен.

Многие, как, например, муж автора этих строк, шьет из «бабушкиного» сундука и исключительно самостоятельно – старые льняные, хлопковые и шерстяные вещи идут на изготовление костюма. Есть применение и старой коже – из нее он шьет обувь, кошельки, использует на шнурки и застежки.

Татьяна Дудко

Фото автора