Они были молодые, улыбчивые, ясноглазые. Их замучили живыми

Сейчас на выставке в Центральном музее Тавриды представлены пять конкурсных проектов Мемориального конкурса в Мирном (совхоз «Красный»). Сделайте и вы свой выбор 

Улица Тарабукина, улица Зои Рухадзе, улица Хохлова, улица Волошиновой – положа руку на сердце, кому из молодых симферопольцев о чем-то говорят эти фамилии?.. В лучшем случае, знаем, что это герои-подпольщики, погибшие в Великую Отечественную войну. В нашей вечной спешке и суете просто не находим времени задуматься о том, какими они были. Молодые, красивые, улыбчивые, ясноглазые. Чьи-то дочери и сыновья, сестренки и братишки, погибшие страшной смертью…

– У нас здесь тяжелый зал, страшный, не все могут это выдержать, – Валентина Васильевна Захаровская, смотритель зала Великой Отечественной войны Центрального музея Тавриды, сама вступает в разговор, не дожидаясь моих вопросов. – Как-то женщина пришла, смотрю, она возле одного из стендов стоит, голову опустила и, слышу, всхлипывает так тихонечко. Потом повернулась ко мне, глаза полные слез, и с такой тоской говорит: «Не могу я здесь быть…» И пулей за дверь вылетела, а там уже расплакалась... Оказалось, у нее бабушка была партизанкой, очень много ей о тех временах рассказывала. А еще приезжала раньше часто из Одессы сестра Юрочки Рожкова, вот его фотография, видите? Приходила с цветочками, плакала. Рассказывала, что немцы Юрочке живому отрезали уши, нос, выкололи глаза, изуродовали – и притащили его прямо на порог родного дома, к матери… Юрочка через три дня умер, его похоронили на кладбище на Козлова. И мама через год следом ушла, не смогла это пережить…

Юрочка был подпольщиком – и одним из узников фашистского концлагеря в бывшем совхозе «Красный» (ныне территория села Мирного Симферопольского района). Этот концлагерь, просуществовавший с 1942-го по 1944-й, стал одним из самых больших и изощренных по способам казней – его 15 тысяч узников сожгли или закопали заживо, отравили газом, сбросили живыми в колодцы смерти…

Зал Великой Отечественной войны расположен на третьем этаже Центрального музея Тавриды, а на втором сейчас открылась выставка проектов Мемориального комплекса, посвященного жертвам концлагеря «Красный». Как пояснил «Газете» Андрей Мальгин, генеральный директор Центрального музея Тавриды, конкурс объявлен Министерством культуры Автономной Республики Крым, участие в нем принимают архитекторы, художники и скульпторы полуострова. На выставке демонстрируются пять проектов, которые уже прошли предварительный отбор. Один из представленных на выставке проектов в итоге воплотят в жизнь – создание мемориала планируется завершить к 9 мая 2015 года, к 70-летию Победы. Строить его будут на добровольные пожертвования (собрано уже около ста тысяч гривен).

Основой каждого из конкурсных проектов являются уже существующие на территории «Красного» братская могила и памятник узникам концлагеря. Мемориальный комплекс будет, скажем так, нарощен вокруг этих объектов и займет площадь около 0,8 га. Почти все проекты предполагают строительство часовни или храма – у одних авторов она имеет классическую форму, характерную для традиций православной архитектуры, у других это строение решено в модерновом стиле. Опять-таки, всякий раз по-разному, но во всех конкурсных проектах предлагается сделать памятниками скорби те жуткие колодцы смерти, в которые сбрасывали узников «Красного» и которые сохранились там до сих пор. Один из проектов предполагает строительство на территории мемориала здания музея, в другом речь идет о создании музея под открытым небом. Все проекты включают в себя скульптуры-памятники жертвам «Красного» – иногда это абстрактные фигуры, иногда – изображения людей, человеческие фигуры. 

Некоторые проекты сопровождаются письменным пояснением, и даже читая эти сухие строки, становится жутко от того, что когда-то происходило на этом месте:

…«памятный знак на месте сожжения выполнен из черного мрамора (оникса) и имеет форму куска смолы как символа данного места, где после сожжения людей находили куски смолы и другие горючие вещества»;

…«сквер Памяти на месте сожжения находится в 500 метрах юго-восточнее существующей братской могилы»;

…«здание музея имеет строгую рубленую форму. Возможна облицовка панелями черного дерева, как символ бараков, в которых жили узники лагеря»;
«на самых крупных камнях каменного хаоса будут нанесены фигуры работающих людей – лагерь был трудовой. Посреди этого хаоса стоят две фигурки детей: мальчик и девочка протягивают руки к прохожим, чтобы их забрали из этого страшного места»…

Директор Центрального музея Тавриды от ответа на вопрос о том, какой проект понравился больше всего лично ему, дипломатично воздержался. Но каждый из нас может высказать свое мнение – на выставке есть книга отзывов, где можно (и нужно!) проголосовать за тот или иной проект. И это будет принято во внимание, когда отборочная комиссия начнет подводить окончательные итоги конкурса. Продлится выставка до 18 сентября, вход свободный.

На фото: музейные фотографии молодых подпольщиков Володи Сергеева и  Юры Рожкова, замученных в этом концлагере.

Источник фото: из фондов Центрального музея Тавриды