«Мы не вредные тетки, но пить в зале не дадим»

Старший билетер русского театра Медея Кравчук рассказала, как чудят современные зрители, но при этом подчеркнула: публика в основном хорошая 

В номере от 13 сентября «редакция» рассказывала о работе художника по костюмам Генриетты Петкевич и заведующей костюмерным цехом Любови Аверьяновой из Крымского академического украинского музыкального театра. Теперь мы побывали в Крымском академическом русском драматическом театре имени Горького и поговорили со старшим билетером – очаровательной грузинкой Медеей Кравчук. Мельпомене она служит почти 20 лет...

Театралы рвутся в зал в пуховиках и шапках

– Наша главная обязанность – приветливо встретить зрителя, улыбнуться ему, ответить на его вопросы. Ведь первые, кого он видит, заходя в театр, – это контролеры билетов. От того, как мы встретим публику, зависит и ее настрой на спектакль. Кстати, сейчас нам шьют новую форму: дизайн немного изменится, а вот цвет останется бордовым (сейчас билетеры носят бордовую юбку с жилеткой, белый верх. – Ред.).

Я как старший билетер веду график работы своих подопечных (со мной работают 14 билетеров), расставляю их перед спектаклем по рабочим местам. Если он начинается в семь, приходим обычно к пяти: надо развесить номерки в гардеробе (билетеры ведь еще и выполняют функции гардеробщиков, такая у нас взаимозаменяемость), расчехлить стулья, отметить играющих актеров в программках. В полседьмого запускаем зрителей. Случается, не все хотят раздеваться, пытаются пройти в зал в шапках, пуховиках... Это, конечно, недопустимо. Еще куда ни шло – какая-нибудь коротенькая курточка. 

Домой я ухожу последняя – часов в десять, ведь надо же все закрыть, все проверить, чтобы везде было убрано. Но мне удобно – я ведь совсем рядом живу.

 «Где наше шампанское, которое мы заказали в ложу?»

– Перед спектаклем мы стоим в фойе, а во время действа следим за порядком в зале. Бывают разные ситуации. Кому-то прямо в зале хочется выпить и закусить... Мы тактично объясняем, что такое возможно лишь в буфете, когда антракт. Да, согласна, у нас с буфетом не все идеально: перерыв маленький, а очередь собирается большая – особенно если это премьеры, зрители просто не успевают выпить чашку чая (выпить-то, конечно, можно, но... в темноте, ведь под конец антракта лампы над жующими и пьющими людьми попросту гаснут. – Ред.). Жалуются, конечно. 

Вообще самая большая «война» со зрителем – из-за напитков. Их то и дело пытаются пронести, а у нас даже водичку нельзя. Недавно казус был с гостями из Прибалтики: подходят они ко мне и говорят, мол, как это так, мы заказали шампанское в ложу, а нам его не принесли... Дескать, в театрах других стран любой каприз за ваши деньги... Я начинаю объяснять: у нас так не положено, чтобы сидеть в зале и распивать, мы ведь классический театр. Они возмущались! 

Да, есть и другие проблемы: несмотря на объявление перед началом спектакля, обязательно у кого-нибудь зазвенит мобильный, а еще, опять-таки, невзирая на запрет, зрители пытаются фотографировать. Делаем замечания. А людей это раздражает, поэтому и бытует мнение, что билетеры в основном – вредные тетки (смеется). Но мы не вредные, мы просто следим, чтобы соблюдали порядок.

Начинают выходить-заходить во время представления? Ну, разные ситуации бывают. Может, кто-то позвонил, что-то случилось... Не выпустить нельзя. Только просим передвигаться потише. Вдобавок, очень сложно долго находиться в одной позе – сидя. Вообще зритель высиживает час и еще 10-15 минут, потом он обязательно должен подвигаться в антракте.

Входные билеты обзавелись цветом

– Конечно, я пересмотрела все спектакли. Больше всего люблю классику, ведь в ней затрагиваются вечные темы, а современные пьесы бывают такими легковесными, посмотрел и забыл. 

Зрители даже на улице подходят: здороваются, просят посоветовать что-нибудь из новенького. Сейчас очень много молодежи стало приходить. Причем приезжают ребята со всего Крыма, приобретают абонементы, им нравится. Раньше я такого не замечала. 

Правда, билеты в этом сезоне у нас чуть-чуть подорожали – на 5 или 10 гривен, но никаких негативных высказываний по этому поводу не было, постоянные наши зрители продолжают приходить (есть, например, театралка, которая всегда берет первое место во второй ложе). А приезжие так и вовсе удивляются, что у нас настолько дешево.

К слову, второй год пошел, как ввели новый дизайн билетов (слева от указания места, цены и прочего изображено здание театра. – Ред.): теперь они цветные – а были просто серые, да и качество бумаги улучшилось.

 «Лучше бы меня звали Таней или Машей»

– Как я попала в театр? У меня кума тогда работала в буфете, вот и предложила. А я сидела дома с двумя детьми. На собеседовании сразу спросили: «А вы будете успевать?» Я засмеялась: «Да! По вечерам муж будет с дочками оставаться». Среднего образования было достаточно. А у меня – неоконченное высшее. Я ведь приехала из Грузии поступать в ТНУ на физмат, доучилась до третьего курса, вышла замуж за русского и... пошли дети (улыбается). В итоге бросила учебу. И осталась в Крыму. 

Конечно, мои родители поначалу были против брака (две мои старшие сестры, кстати, тоже учились в ТНУ, но окончили его, вернулись домой и вышли замуж за грузинов). Зато теперь у меня две замечательные дочери: Жанна, ей 27, и 25-летняя Анжела. Старшая вот-вот подарит мне внучку. А мужа я потеряла в прошлом году...

Я никогда не думала, что буду работать в театре – даже билетером. Но теперь это мой второй дом. Подумывала ли я уйти? Вы знаете, нет. Я мягкая, гибкая, умею ладить, люблю общаться и людей люблю. Ведь зрители у нас в основном хорошие, культурные. Да и куда уходить, тем более теперь, в таком возрасте? Я когда пришла в театр, мне было 29, так уже 19 лет работаю... 

На родину езжу два раза в год, встречаюсь со всеми родственниками, а их у меня очень много. Как провожу свободное время? Выезжаю в лес в теплую погоду, вяжу, вышиваю, люблю готовить – национальные блюда в том числе.

Имя? Оно мне не нравится, честно вам скажу. Стоит представиться – и сразу куча вопросов... Вот звали бы меня Света, Таня, Маша – было бы проще. Поменять имя? Ну, нет, родина бы мне не простила (смеется).

 

на фото: 11 октября, партер русского театра. Медея Кравчук в еще старой форме билетера за полчаса до начала спектакля «Бешеные деньги». Зрители пока не спешат занимать свои места.