На трамвае - хоть в Балаклаву

«редакция» уже писала о том, что в мае 2014-го евпаторийскому трамваю исполнится 100 лет, и сейчас на рассмотрении украинских парламентариев находится проект постановления о праздновании этого юбилея. Евпаторийский – единственный из крымских трамваев, доживший до наших дней. Но не он был первым электротранспортом на полуострове. 

Впервые в Крыму трамвай появился в Севастополе – это произошло в сентябре 1898 года. Начали всего лишь с четырех вагонов, но новый вид транспорта оказался кстати, и через 6 лет в вагонном парке было уже 15 трамваев, а к 1917 году в двух трамвайных парках было 24 моторных вагона и 12 прицепных. Общая протяженность шести трамвайных линий составила 11,56 км.

И все равно всем желающим проехаться на трамвае места не хватало. В первых трамваях передние и задние площадки были открытыми (от ветра и дождя пассажиров защищали плотные шторы), с обеих сторон вагона крепились подножки для входа и выхода пассажиров. Поперек вагона располагались скамейки, на каждой из которых разрешалось сидеть не более чем четырем пассажирам. На задней площадке, по правилам, могли стоять только пять человек, на передней – не больше трех, а находиться на ступеньках и вовсе запрещалось. Однако на деле эти правила постоянно нарушались. Севастопольская редакция писала в 1913 году: «кондуктора … позволяют заполнение вагонов до невозможности так, что публика стоит в проходах, и даже на подножках, допускают в вагоны пьяных, публика в вагонах курит, ест, вагоновожатые невнимательны, и несчастные случаи учащаются». И это при том, что городская Дума неоднократно принимала запреты переполнять вагоны, курить, плевать, есть семечки в трамвае. 

Максимальная скорость трамваев составляла всего 10-12 км/ч. Однако это не мешало их водителям лихачить вовсю: они то и дело пытались обогнать или подрезать извозчиков. Делая это, вагоновожатые трамваев специально давали резкие и длинные звонки – чтобы испугать лошадей. Полиции приходилось то и дело составлять протоколы о несчастных случаях, и не только о них. Вот, к примеру, один из подобных документов: «Кондуктор Яковлев на Корниловской площади оставил вагон и пошел в трактир. Вагон простоял 15 минут, пассажиров было 19 человек, начали требовать, чтобы вагон отправлялся. Вожатый старался вызвать Яковлева звонком, но безрезультатно».

Трамвайное движение в Севастополе временно прекратилось во время гражданской войны, а в годы Великой Отечественной трамвайный парк города был полностью уничтожен, и после уже не восстанавливался.

Подробнее на сайте

Фото fotki.yandex.ru. Севастопольский трамвай. 1941 год