Аэропорт Симферополь: за вами следят

«редакция» посмотрела, как оберегает покой пассажиров служба авиабезопасности наших «воздушных ворот» – первая в СССР, созданная по мировым стандартам

Тот, кто бывал в аэропорту только в качестве пассажира, может недоуменно пожать плечами: да что о здешних мерах безопасности рассказывать? Показал документы пограничникам, поставил на ленту транспортера сумку, чтобы ее просветили интроскопом таможенники, прошел через рамку металлоискателя – и лети себе. На самом деле служба авиабезопасности не только стоит у рамки, но и следит буквально за каждым шагом любого, кто сюда попал. Просто делает это деликатно и секреты свои бережет. Даже «редакция», которой эту ежеминутную напряженную работу показывали по предварительной договоренности, проходила через металлоискатель и предъявляла документы чуть ли не на каждом этапе своей экскурсии.


Повсюду камеры

Главный по безопасности в аэропорту – замглавы правления Николай Торбач. Он и проводит нас в комнату, куда стекается вся информация с нескольких десятков камер видеонаблюдения. Они на территории аэропорта повсюду. Оператор, сидящий в тишине перед мониторами, может рассмотреть вас в любой момент: вышли ли вы из машины, сидите ли в зале ожидания, поднимаетесь ли на борт. А борт к этой минуте уже тщательно проверен кинологической службой.


Собачье чутье точнее приборов

Питомник служебных собак находится прямо в аэропорту. Работает кинологическая служба только с немецкими овчарками: они спокойны и покладисты. Специально для «Газеты» одна из них продемонстрировала свои навыки: за одну-две минуты точно определила, в какой из трех сумок лежит «взрывное устройство», натертое тротилом, и уселась перед ней. А в поощрение получила... мячик.

– Собаку, заинтересованную в поднесении какой-нибудь вещи, зацикливают на этом так, что эта игрушка для нее становится важнее всего на свете, – раскрывает кинолог Татьяна Косыгина принципы отбора и обучения таких собак. – Получается, овчарка не работает, а играет, и делает все с удовольствием.

Одновременно на территории аэропорта работают четыре собаки, их смена длится по 11 часов, и они на всех этапах проверки безопасности страхуют людей и технику. Ищут не наркотики (это удел собак, принадлежащих таможенникам), а взрывчатку. Находят в основном патроны. Так, несколько лет назад в багаже военного, возвращавшегося с учений, обнаружили завалявшийся в кармане патрон для пистолета. А ведь в интроскопе ничего подозрительного видно не было!


Прибыть за три минуты, спасти за пять

В пункте пожарной охраны около взлетно-посадочной полосы дежурит один из расчетов: зона его контроля – 970 га. Стуча по дереву, пожарные признаются: в черте аэропорта им ничего тушить не приходилось. Вот в прилегающих жилмассивах, в лесах, в торговом центре FM в 2009 году – было, а самолеты Бог бережет. И все равно за каждой посадкой лайнера и его выруливанием к перрону непрерывно следит наблюдатель, а если борт правительственный – расчеты в полной готовности по машинам ждут команды к действию.

Мы едем по взлетно-посадочной полосе, строго по направлению спецлиний, на каждый поворот запрашивая по рации разрешение от диспетчера. Вот поступает нам запрет: движется по полосе самолет – съезжаем на «зеленую зону», уступаем дорогу. Главный пожарный аэропорта Шевкет Чолахаев делится: по нормативам, пожарный расчет должен прибывать в любую точку почти четырехкилометровой полосы за три минуты. А вот и то, ради чего мы катили по «взлетке»: один из двух пожарных автомобилей «Ураган». Махина на базе МАЗа вмещает 12 тонн воды – как шесть стандартных пожарных машин, через лафетный ствол выбрасывает воду на 50-60 метров, пену – на 40 метров. Такого монстра нет ни у одного пожарного расчета МЧС в Крыму! Чолахаев командует по рации учебную тревогу – и двое ребят из пожарно-спасательного караула во всей амуниции демонстрируют «Газете» всю мощь своего гиганта, которую не описать словами.

Для постоянных тренировок возле перрона есть специальный полигон с учебным ИЛ-14. Очередная команда – и два расчета в полной экипировке проводят спасательную операцию. Две минуты – и манекен по имени Яша спасен в очередной раз.
– Без тренировок никак нельзя, нужно быть всегда готовым, ведь самолет горит три-пять минут, – говорит один из пожарных. – Минута промедления – и спасать будет некого.

Было и такое

Внештатные ситуации: от выдуманной мины до настоящего снаряда

Сотрудники службы безопасности не скрывают: в аэропортах что ни рейс – то какой-нибудь казус. Без всякого злого умысла, по незнанию пассажиры пытаются провезти и что-нибудь колюще-режущее и свыше 250 миллилитров жидкости, что тоже запрещено. Несколько месяцев назад везли три литра самогона. Но есть среди сотен внештатных ситуаций такие, что запоминаются на долгие годы.

Самая напряженная

В 2009 году у Ту-154, вылетавшего из Симферополя, обнаружили проблемы с шасси. Командир экипажа решил садиться здесь же. Полтора напряженных часа, пока самолет, вырабатывая топливо, кружил над Крымом, для всех сотрудников аэропорта показались вечностью. Но летчики смогли посадить самолет на залитую пеной полосу так, что никто не пострадал. Кстати, заливать ВПП пеной или нет, решает командир экипажа, а отнюдь не пожарные.

Самая шокирующая

Группа россиян, возвращаясь с отдыха, в качестве сувенира положила в свой багаж… ржавый минометный снаряд времен войны. «Да, везем, а разве это запрещено?» – не стали отнекиваться они. Бывало, возили и отполированный снаряд.

Самая нелепая

Настоящих диверсантов – тьфу-тьфу-тьфу – тут не ловили, зато фальшивые попадаются чуть ли не ежегодно. В этом году 24 августа подвыпившая россиянка, проходя контроль, заявила, что у нее в багаже – бомба. «Минершу», хоть она вскоре призналась, что пошутила, задержали, 260 человек – пассажиров рейса, экипаж, работников аэропорта – за считанные минуты эвакуировали в безопасную зону, самолет проверили. Через час он уже взлетал. Без «минерши»: ей пришлось отправиться в изолятор временного содержания Симферопольского горуправления милиции и ждать решения суда, который может дать до шести лет лишения свободы. Ну зачем даме 1964 года рождения понадобилось вот так портить себе жизнь?

Справочная «Газеты»

У Симферополя учился безопасности даже Борисполь

Практически до конца советской эпохи аэропорты страны не чувствовали необходимости в особых мерах безопасности. Есть должность «стрелок-пожарный» – и ладно. В конце 80-х именно крымчане первыми начали создавать службу авиационной безопасности и внедрять пропускной режим по западным образцам. Руководил этим Николай Торбач. Под его же руководством симферопольские «безопасники» первыми в Украине прошли лицензирование на соответствие нормам безопасности ICAO – Международной организации гражданской авиации и Евросоюза, опередив даже Борисполь. Сначала Торбача за «самоуправство» ругали Киева. Потом в Симферополь стали приезжать за опытом – и киевляне, и москвичи.

Об уровне же подготовки здешних пожарных говорит такой факт: наш аэропорт многие авиакомпании постоянно выбирают запасным на случай форс-мажорных ситуаций. По уровню противопожарной безопасности он прочно занимает вторую строчку в Украине, уступая лишь Борисполю – и это при ом, что у нас, в отличие от киевского аэропорта, вообще нет техники, новее 1996 года выпуска!

На фото: Когда что-то из происходящего в аэропорту привлекает внимание оператора видеонаблюдения, он изменяет масштаб изображения с помощью джойстика.


Сергей Георгиев
Фото Светланы Борисовской