Власть + оппозиция + радикалы, или размышления у 10-процентной черты

После выборов-2012 политическая система Украины, похоже, вступает в новую качественную стадию

Окончательные данные ЦИК мы еще оценим, но уже ясна тенденция. А она такова: политические партии приобретают новые, достаточно внятные формы. И это, в свою очередь, дает повод как для осторожного оптимизма, так и кое в чем для достаточно неожиданных размышлений. По всему выходит, что результаты этих выборов рисуют перспективу украинской политики ближайшего десятилетия.

Власть стабильна и при силе
Итак, все экзит-полы зафиксировали первенство партии власти и в списочном, и в мажоритарном зачете. Стоит отметить, что впервые в истории нашей независимой страны действующая партия власти получает кредит доверия от избирателей. Все предыдущие парламентские кампании выигрывала всегда оппозиция, а действующей власти приходилось идти на самые разные ухищрения дабы потом поменять расклад сил в Раде. Поэтому победа регионалов с одной стороны знаковая, с другой – закономерная. И заключается последняя в системной работе команды управленцев, выдвинутых партией, а также в умении держать политический курс, несмотря ни на какие колебания и соблазны свернуть. В итоге: Партия регионов имеет полное моральное право говорить о своей заявке на сохранение власти и продолжение реформаторского курса, начатого после прихода к власти Президента Виктора Януковича.

Более того, регионалы уверенно лидируют в большинстве мажоритарных округов – и это тоже показатель. Потому как именно кандидаты, избранные от конкретных территорий, могут внятно объяснить, что нужно их избирателям, и голос таких депутатов будет звучать куда более весомее – за ними стоят реальные живые люди, те, которые вряд ли голосовали за пустые лозунги, но зато сумели оценить реальные дела и комплексные программы на будущее.

Поэтому Партия регионов – вполне ожидаемый фаворит выборов. Скорее всего, представительство партии в парламенте будет на грани двух сотен мандатов, а это значит, что и право формирования большинства также останется за лидирующей политической силой. И кого взять в себе союзники – теперь право и желание, а не головная боль «бело-синих».

Оппозиция выжала, что могла
Чуда не произошло – статус основной оппозиционной партии закрепляется таки за «Батькiвщиной». Однако на этом для бравурных нот в комментариях оппозиционеров поводов явно не остается. Катастрофы у них не случилось, однако и с желанием вернуться во власть придется повременить. Причем относительный неуспех «бело-сердечных» во главе с Яценюком – это явно не следствие происков оппонентов, а в первую очередь неспособность оппозиционеров договориться между собой.

О том, что «Батькiвщина» и УДАР не смогли создать общий список, а привлечение Яценюка не дало ожидаемых бонусов, написано уже километры, попытка согласовать мажоритарщиков завершилась провалом, сомнительная же информация социологов о якобы прорыве УДАРа на вторую позицию явно внесла элемент истерики в и без того непростые отношения внутри оппозиции. И что мы видели в последние две недели перед голосованием? Правильно – постоянные выяснения отношений и взаимные уколы, иногда граничившие с хамством. В итоге : «Батькiвщина» сберегла все, что могла сберечь, не получив при этом никакого плюса, а УДАР в очередной раз подтвердил мнение политологов и аналитиков о том, что Виталий Кличко – политик-неудачник и что предвыборные рейтинги политика и его «отряда» обычно сильно отличаются от реальных цифр подсчета голосов. Так уже дважды было на киевских выборах, так случается и сейчас. Только тогда это было фиаско регионального масштаба, а сейчас – явно переоцененные силы масштаба всеукраинского. В общем, оппозиция, что смогла, то и выжала для себя из выборов. Поэтому обижаться стоит только разве что на самих себя.

Время радикалов и надежды
Экономический кризис – время появления ярких, броских, но обычно малосодержательных проектов. Они обещают много, а выполняют – ну, как бог даст... Поскольку в Украине политический процесс идет специфично, то и роль главных собирателей протестных голосов сыграли, в общем-то, примелькавшиеся уже партии. Это КПУ и «Свобода». Скажем прямо – если представить, что Олег Тягнибок снял вышиванку и заговорил по-русски в телеэфире, то мы услышим мало вещей, которые будут отличаться от тезисов и известных лозунгов Петра Симоненко. Потому как все в основном и у одних, и у других – про «взять и поделить». Только у одних по национальному признаку, а у других – по социальному, то есть «распатронить буржуев». В этом смысле практически равные показатели КПУ и «Свободы» (во всяком случае по данным экзит-полов) – это обычный для кризисного состояния общества симптом. Всем нам надо уметь социально взрослеть и по возможности зрить действительно в корень проблем, а не ждать «возврата страны народу» либо «змiнення усього на користь укра&нцiв». Если уж от кого и зависит это, то только от самих граждан Украины, причем разных национальностей, а политики, которые об этом говорят, обычно только лишь говорят.

Эти выборы стали, похоже, последними для всех технических или технологических проектов, которые создаются за полгода-год до кампании, а потом с треском проваливаются на выборах. Ну, не ведетс» народ на все эти «Озимі покоління», «Жінок за майбутнє» і «Віче». Вот и Наталья Королевская получила то, «за что боролась». А ведь сколько денег было потрачено на футболиста Шевченко, съезд на кукурузном поле и «у мене є мрія» по телевизору. И никому не оказалось все это нужным. Может, хватит, наконец?..

Вообще, если судить строго, то на этих выборах все их победители на момент написания этих строк, «в теории» даже преодолели не 5%, а 10% барьер – экзит-полы фиксируют эту достаточно высокую «проходную планку». И вывод здесь один: политическое поле в стране становится все более структурированным и предсказуемым, а избиратели все больше умеют отличать реальное содержание от пустой формы. И это дает повод для осторожного оптимизма, что выбирать в Украине действительно начинают не сердцем и не желудком а, наконец-то головой.