Раньше киномеханикам выдавали за вредность молоко

«редакция» решила узнать, как крутили кино еще двадцать лет назад и что изменилось

Одно из воспоминаний моего детства выглядит так: первый класс, крохотная сельская школа, на урок приходит сын учительницы (для нас – «дядя Юра»). Дядя Юра устанавливает на задней парте небольшой кинопроектор и показывает на экране на школьной доске кино. Что это были за фильмы – не помню совершенно. Но помню, какой поднимался радостный рев, когда оказывалось, что нас ждет очередной киносеанс. Видимо, с тех же времен у меня осталось представление о том, что любые кинопроекторы запросто можно переносить с места на место…

– Нет, что вы, это огромные стационарные установки, те, что вы здесь видите (в аппаратной кинотеатра «Спартак». – Авт.), еще не самые большие, самые большие проекторы стояли в кинотеатре «Мир» – это был единственный в Симферополе широкоформатный кинотеатр, я пришла туда работать сразу после училища, в 1982-м, – говорит моя собеседница, киномеханик «Спартака» Альбина Шморгун.

– А где на киномехаников учат и как вообще вы выбрали такую профессию?

– Я в Ахтырке училась, Сумская область. А что касается выбора профессии – в детстве хотела врачом быть, но потом изменились желания: мы в Алуште жили, у нас была соседка тетя Тома. Она работала киномехаником, я к ней в аппаратную приходила, мне нравилось.

– Я думала, что киномеханик – мужская профессия…

– Да нет, женщин в ней больше: в «Мире» было шесть киномехаников, и только двое из них мужчины.

– Каким был ваш рабочий день, с чего он начинался?

– В 9 утра обычно был первый сеанс, значит, если я работала в первую смену (а смен было две – с 9 до 14 и с 14 до 22), то прийти нужно было хотя бы на полчаса раньше. Потому что с утра нам привозили из Марьино, из кинопроката, фильмы, а они состояли минимум из 5-6 частей. Эти части нужно было перемотать, склеить и распределить на две большие бобины. При этом мы еще и проверяли пленку, если есть какие-то царапины, надсечки, составляли акт.

– Зачем?

– Чтобы зафиксировать, что повреждения уже были на пленке, а не появились после нас – за порчу пленки были очень большие штрафы.

– Перемотали пленку, что дальше?

– Дальше заряжаем проектор, ставим на него бобину, а вторую – на другой (у киномехаников каждый проектор называется пост, то есть заряжали на два поста) и начинаем сеанс. Сначала одна бобина промотается, я при этом слежу в окошко то и дело, все ли в порядке, потом, когда пойдут специальные точечки справа на экране, делаем переход на второй пост. Иногда этих точек не было видно, так мы сами при склейке крестики рисовали – видели, может, иногда в старых фильмах такие мелькают? Ну, а когда фильм закончится, опять бобины снимаем, тащим на моталку, перематываем на начало – и снова заряжаем. А потом, когда прокат фильма закончился (обычно он неделю длился), опять расклеиваем части пленки, и ее увозят.

– Как зритель вы в кино ходили?

– Нет, я и так целыми днями фильмы смотрела. Соседям, когда просили, брала билеты в кино, на индийские фильмы – «Танцор диско» был очень популярен.

– А какие еще фильмы собирали много зрителей?

– Помню, «Женщина, которая поет» с Пугачевой полные залы собирал. Еще в кинотеатрах «Мир» и «Шевченко» иногда показывали зарубежные фестивальные фильмы, они шли на иностранном языке, просто мы звук приглушали, а прямо в зале сидел переводчик, в микрофон переводил. Так вот, на эти фильмы народ всегда толпами ходил.

– Что самое трудное было в вашей работе?

– Бобины тяжело было таскать, каждая килограммов 10, наверное, весила. Но сильнее всего от шума уставала, ведь в аппаратной он постоянный. Вытяжка работает, сам проектор шумит, тем более у проекторов в «Мире» были шестерни, так что грохот стоял все время.

– А зачем вытяжка нужна?

– Так ведь при работе проектора газ выделяется, воздух разогревается от ламп.

– Так у вас, получается, вредное производство?

– Да, нам раньше даже молоко давали.

– Наверное, теперь полегче стало, наверняка, на цифровом проекторе работать проще (два пленочных проектора, стоящие в аппаратной «Спартака», уже пару лет не используются, фильмы показывают с помощью цифрового. – Авт.)?

– Да, на цифровом легче, но… Знаете, когда от пленочных отказались, все мы, киномеханики, очень по ним тосковали… Даже не могу это толком объяснить, но оно было свое, родное. И потом все-таки фильмы на пленке – это живое кино, и что-то в нем было такое, чего теперь нет…

Доходы от кинопроката кормили врачей и учителей

А теперь 4 тысячи фильмов, собиравших полные залы, остались не у дел

Это сейчас дистрибьюторы киностудий напрямую работают с каждым конкретным кинотеатром, а в советские времена фильмы поступали на большие экраны централизованно.

– В Крыму было шесть фильмобаз: в Евпатории, Джанкое, Ялте, Феодосии, Керчи и Симферополе. Каждая из них занимала около 400-500 кв. метров, симферопольская – и вовсе почти 1000 кв. метров. На эти базы поступали копии фильмов, а оттуда их развозили в кинотеатры, – рассказывает Ольга Прудникова-Юшкова, директор КРП «Киновидеопрокат». – Фильмы при выпуске в прокат ранжировались по категориям – чем выше категория (а их было с десяток), тем больше копий. На Крым приходило, если фильму присвоена первая категория, 7-8 копий. Некоторые фильмы (отнюдь, кстати, не худшие) приходили всего одной копией. При этом еще и наши местные сотрудники кинопрокатных контор вносили свою лепту – они ведь первыми просматривали поступившие фильмы и некоторые просто не выпускали на экран, считая, что они не соберут зрителей и не принесут прибыли. В 1985 г. я работала в евпаторийском детском кинотеатре «Якорь», просматривала их фильмотеку и обнаружила там такие шедевры мирового кинематографа, как «Амаркорд» и «Репетиция оркестра» Феллини, «Осенняя соната» Бергмана, «Комиссар» Аскольдова. Причем по состоянию пленки некоторым сугубо технологическим моментам было совершенно очевидно, что эти фильмы ни разу не заряжали в проектор – как их привезли, так они и лежали на полке.

Как рассказала Ольга Вильевна, фильмы советского производства и производства стран Восточной Европы поступали к нам в прокат бессрочно. Продукция же капиталистического кинематографа легально могла находиться в нашем кинопрокате 3-5 лет, а затем эти фильмы обязаны были уничтожать.

– На самом деле ни один из таких фильмов уничтожен не был. Когда подходил срок, их просто тихонько откладывали на фильмобазах. А потом, если кинотеатр не выполнял план – а к плану по сборам относились очень серьезно, ведь именно из доходов, полученных от кинопроката, в СССР формировалась зарплата учителей и врачей, – то эти «золотые» фильмы вынимали из закромов и организовывали их показ. Только при этом называли все как-нибудь хитро – допустим, «Творческий вечер Луи де Фюнеса». В редакциях об этом сообщать было нельзя, только на самом кинотеатре афишу вешали. Но все равно собирались в итоге полные залы, и выполнялись планы.

С развалом СССР перестала существовать и централизованная система кинопроката. На фильмобазах Крыма к тому времени хранился огромный запас кинокартин: около трех тысяч наименований, представленных почти 10 тысячами копий. Но в новых условиях это богатство оказалось почти никому не нужным.

– Из фильмобаз сейчас осталась только ялтинская, все остальные уже не используются по своему первоначальному назначению. Территория симферопольской фильмобазы сейчас освобождена нами для университета культуры, искусств и туризма, а фильмы мы перевезли к нам сюда (на улицу Крылова, где находится КРП «Кинопрокат». – Авт.). Хотя оставили, конечно, не все, а только золотой фонд советского кинематографа. Мы показываем их в школах, проводим у себя здесь сеансы (у нас есть небольшой кинозал на 30 мест), студенты факультета кинотелеискусства к нам на занятия приходят. Ну а современным кинотеатрам эти фильмы, к сожалению, не нужны.

Татьяна Шевченко

Фото Светланы Борисовской

На фото: Киномеханик Альбина Шморгун. Слева от нее – пленочный проектор, справа – цифровой.