«А потом на манеж вышла я - одна, и было страшно»

Воспитанница ялтинского детского цирка «Парад надежд» не только победила во взрослом международном конкурсе, но и получила приглашение в профессиональный цирк

Татьяне Беловой из Ялты 14 лет. Но она уже имеет награды цир­ковых всемирных конкурсов. На недавнем итальянском фестивале City of Latina взяла «серебро». И получила предложение работать в профессиональном цирке. Как ялтинской девочке удается по­беждать сильных соперников, работать на манеже и продолжать учиться в школе, «Газете» расска­зала она сама и ее тренер, руково­дитель цирковой студии «Парад надежд» Надежда Шаманина. Первый вопрос Тане банальный, но без него не обойтись: с чего все началось?

-   Когда мне было 7 лет, мы с ма­мой пошли на концерт в Ялтинский культурный центр. Там с цирковым номером выступала девочка: она стояла на руках, с легкостью гнулась и делала акробатические трюки. После этого я решительно сказала маме, что тоже хочу так научиться. Мама отвела меня в цирковую сту­дию «Парад надежд». Надежда Фе­доровна (Шаманина. - Ред.) тогда сказала: «Спинка мягкая, попробо­вать можно». С тех пор прошло 7 лет, и я ни дня не жалела о выборе, который сделала.

-   Как же ты совмещаешь учебу в школе и постоянные тренировки?

-   Утром иду в школу, вечером на тренировку, а ночью - за уроки. 6 раз в неделю по 3 часа у нас прохо­дят тренировки в цирковой студии. Когда мы едем на соревнования, то занятия в школе приходится про­пускать. Учителя уже с этим смири­лись, и мама тоже. Мама говорит, что это лучше, чем если бы я просто болталась по улице и ничего не де­лала. А так у меня есть дело, кото­рым я серьезно увлечена.

-    На днях ты вернулась из Ки­ровограда, у тебя активная га­строльная деятельность ?

-   Сейчас я работаю в цирке Коб- зов, с которым мы подписали кон­тракт на 9 месяцев. Это киевский цирк, который гастролирует по всей Украине. Каждый день я выхожу на арену и выступаю с сольным номе­ром, который длится 6 минут. В шко­ле мне пришлось перейти на экстерную форму обучения. В таком режиме я работаю и учусь уже 8-й месяц. Когда начинаю скучать по семье, приезжаю домой на один-два дня, а потом снова еду на работу. Мне нравится, утро и день у меня сво­бодные. А вечером, в 6 часов, концерт. По­сле концерта я начинаю тренировку, так как ес­ли буду тренироваться до шоу, то у меня не хватит сил, чтобы от­работать представле­ние. По выходным мы отрабатываем сразу по три шоу подряд, каж­дое из которых длится около двух часов. Ча­сто ко мне приезжает Надежда Федоровна, чтобы меня поддержать и решить какие-то воз­никшие проблемы. Мне нравится выступать с профессиональными артистами: здесь я са­мая младшая, и ко мне относятся как к малень­кому ребенку - это так классно.

- Расскажи об итальянском фестивале City of Latina, где ты взяла «серебро».

- На эти соревнования я ехала просто поучаствовать, так как само участие в таком серьезном конкурсе - маленькая победа. Когда увидела конкурсантов, с которыми придется соревноваться, подумала: «О боже, зачем мы сюда приехали?» Я высту­пала после акробатов из Китая, ко­торых было 18 человек. Они делали невероятные вещи, тройное сальто в воздухе, которое, казалось, невоз­можно сделать. А потом на манеж вышла я - одна, и было страшно. Но для себя я решила, что должна хо­рошо отработать номер, чтобы все поняли: я тоже могу представлять конкуренцию. Хотя была уверена до последнего, что никакого призового места не возьму. Сам городок Ла­тина маленький, но зал в цирке, где мы выступали, всегда был заполнен зрителями, люди очень гостеприим­ные. Мы находились там около неде­ли: репетировали на манеже цирка и готовились к конкурсной программе, которая длилась три дня. С конкур­сантами я общалась на английском языке, если не знала, как выразить мысль, объяснялась жестами. До этого, в феврале, я принимала уча­стие в конкурсе в Монте- Карло, где заняла второе место, и в цирке Нику­лина, где выиграла «Золотого слона».

-   В чем секрет твоего успеха ?

-   Секрет в том, что Надежда Федо­ровна со мной занимается, трениру­ет, уделяет много внимания. Меня поддерживают родители и вся цирко­вая студии. Когда я приезжаю с лю­бого конкурса, у меня появляется стимул работать еще больше. Напри­мер, несколько лет назад я принима­ла участие в соревнованиях в Перми и никакого места там не заняла, это только подстегнуло меня. Когда мы с Надеждой Федоровной через два го­да опять вернулись на этот фести­валь, я заняла первое место. Конеч­но, хочется иногда побездельничать, я люблю гулять с друзьями. В даль­нейшем я бы хотела стать тренером. Мне нравится заниматься с детьми, и я иногда помогаю Надежде Федоров­не тренировать малышей.

«Таня пришла к нам со слабыми ручками, но добилась многого благодаря трудолюбию»

-   Надежда Федоровна, какими свойствами характера должен обладать успешный артист?

-  Когда мне говорят, что у человека талант от природы, то я делаю ставку 50 на 50. Ко мне приходят ребята с очень хорошими данными - есть природная гибкость и мягкие связки, но по натуре они ленивые, поэтому в итоге ничего не добиваются. А, например, Таня пришла к нам со слабыми ручками, но добилась многого благодаря своему трудолюбию и целеустремленности.

-  Вы целенаправленно готовились к соревнованиям в Италии ?

-  К этому мы шли очень долго. До этого принимали участие в фестивалях не такого высокого уровня. На первом крупном фестивале в Висбадене в Германии Таня участвовала, когда ей было 11 лет. Там она взяла «серебро». После этого мы поехали в цирк Никулина, где Таню заметила принцесса Стефания, - и вручили ей приглашение на фестиваль в Монте-Карло. Для циркового артиста выступить в Монте-Карло - все равно, что для актера получить
«Оскар». Потом мы выступали в Китае и доказали, что мы одни из лучших, на этом фестивале взяли «бронзу». В Италии Таню поставили предпоследним номером, к тому же она была самым младшим участником. После массовых номеров «сольнику» всегда тяжело выступать. А тут большие аттракционы, дорогие костюмы, артисты в шикарных кожаных сапогах, лошади. На конкурсе учитывается все, и нам снизили балы за реквизит. Костюм мы
шили сами, и никаких специальных аттракционов не использовали. Весь номер Таня продержалась на руках, хотя эквилибристы спускаются с рук. Таня понравилась жюри не только техникой, но и своей доброжелательностью. Ее пригласили выступить на гала-концерте, куда отобрали минимум номеров. Для этого специального номера, который был посвящен памяти Карузо, пригласили молодого оперного певца: он пел, а Таня выступала, и прожекторы были направлены на них двоих.

-  Как вам удается заставить ребенка тренироваться ?

-  Это самое трудное - заставить детей работать.Взрослый человек понимает, что нужно перейти через боль и «не хочу», объяснить это детям тяжело. Я подхожу с другой стороны. Например, когда после концерта у нас остаются подаренные конфеты или шарики и дети спрашивают: «Можно взять?» - я отвечаю: «Сейчас сделаешь колесо лучше всех, тогда возьмешь». Хочешь чего-то добиться - поработай немножко ...

Мария Калиева

на фото: Ялтинская школьница Таня Белова с дрессировщиками братьями Запашными: они тоже участвова­ли в международном цирковом конкурса City of Latina.