Подари 12 тысяч коммунальному предприятию – и торгуй чем хочешь и как хочешь

В поселке Рыбачье разрешения на торговлю выдают в обмен на договоры дарения денежных средств

Кампания по проверке Общественным советом при Совете министров автономии торговых точек и заведений общепита на крымских курортах, инициированная главой Совмина Анатолием Могилевым, стартовала. Навестив Николаевку, общественники в середине этой недели отправились в алуштинский поселок Рыбачье. В совместном с представителями совета рейде поучаствовал и корреспондент «Газеты». Итоги проверки, как и ожидалось, неутешительные: из более чем пятидесяти обследованных выносных торговых точек, киосков, кафе и ресторанов лишь единицы работают по всем правилам. 

«Санитарная книжка? Я не знаю, что это такое»

О том, где именно будет проводится рейд, заранее не оповестили даже нас, журналистов. Пункт назначения мы узнали только минут за десять до отъезда. «Чтобы избежать утечки информации», – пояснили нам в Общественном совете. Как оказалось, тайну хранили не зря. Но обо всем по порядку... 

Проверка начинается с улицы Новоселов – одной из наиболее оживленных в поселке. Наша группа, примерно из десяти-двенадцати человек, общественников, юристов и журналистов, разделяется на две подгруппы и расходится по противоположным сторонам улицы. Нашу подгруппу, следующую по правой стороне улицы Новоселов, возглавляет Владимир Мерцалов – глава комитета по строительству и архитектуре Общественного совета. 

Алгоритм прост: общественники представляются, показывают удостоверения, осматривают точку, просят показать необходимые документы, параллельно фиксируя в отчетном журнале результаты наблюдения. 

Первый же объект ревизии – палатка с пирожками, самсой, чебуреками и прочей снедью – как бы намекает проверяющим, что добросовестных и законопослушных торговцев они здесь вряд ли повстречают. 

– Добрый день. Общественный Совет при Совмине АРК, – представляется Мерцалов. – Вы торгуете продуктами питания, для этого нужно иметь на руках санитарную книжку. У вас она есть? 

– Санитарная книжка? Я не знаю, что это такое, – отвечает на ломаном русском женщина восточной наружности лет 55. 

– А сертификат на продукцию, другие документы есть? 

– Ничего не знаю, все у хозяина.

Далее со стороны общественников следует краткий ликбез о правилах торговли, юристы отмечают в своем журнале название ЧП, его дислокацию и выявленные нарушения. Конечно же, никаких санкций к недобросовестным торговцам ревизоры Общественного совета применить не могут. Но результаты этих проверок лягут на стол лично Анатолию Могилеву со всеми вытекающими отсюда последствиями для чиновников, допустивших беспорядок, а в конечном счете и для самих предпринимателей. 

– Я здесь отдыхаю, у них все вкусное! – вмешивается в разговор проходящий мимо мужчина лет 30, в шортах и с полотенцем на плече. – Пока не отравились.

– Ваше счастье, с такой организацией работы все может быть, – отвечает кто-то из общественников. 

Зато следующая точка – стационарный ларек с глиняными сувенирами, эфирными маслами и фиточаями – почти что образец законной торговли. Дружелюбная и немного растерянная от нагрянувшей к ней проверки девушка-продавец достает из-под полы толстую папку с документами. Здесь и сертификаты на продукцию, и разрешение, договоры аренды и на вывоз мусора, даже жалобная книга. Разве что только уголок покупателя еще не оформлен. Но шурупы на его будущем месте вкручены – уже хорошо. 

Но этот киоск скорее исключение, чем правило. «Никаких документов нет, все у хозяина», – слышим мы от реализаторов едва ли не на каждом проверяемом объекте. Кроме того, в ряде случаев размещение торговой точки не совпадало с утвержденной схемой дислокации. «Как меня начальство поставило, так и стою», – стандартный ответ на этот вопрос. 

Для иногородних «такса» больше

А вот и первые торговые столики, брошенные испугавшимися проверки хозяевами. Буквально у нас перед носом со своего рабочего места спешно ретировалась молодая женщина лет 30, оставив без присмотра столик с вином, засушенными травами и домашними консервами. Таких брошенных точек мы обнаруживаем около десятка: бочки с квасом и лимонадом, вареная кукуруза, вино и даже мыло. Как правило, все эти столики стоят на тротуарах и занимают всю их ширину, так что прохожие вынуждены идти по проезжей части, а машины – их аккуратненько объезжать. 

Вот, наконец, в ответ на вопрос о документах общественники услышали не традиционное «у хозяина», а совсем неожиданное «сейчас покажу». Предприятие – алуштинская фирма «Турград», предлагающая морские и сухопутные экскурсии. Девушка по имени Марина передает ревизорам имеющиеся документы, и среди них они обнаруживают... договор дарения денежных средств на сумму 12 тысяч гривен. В роли одаряемого – коммунальное предприятие «Малореченское-ВКХ», которое выдает разрешения на торговлю.

– Честно говоря, в первый раз видим подобное, – делятся впечатлениями юристы Общественного совета. – По сути это скрытая форма коррупции. 

Аналогичный документ предоставляет нам торговец специями, орехами и сушеными фруктами. Его столик расположен в метрах 10-15 от стенда турфирмы. Правда, он «подарил» поссовету всего 1200 гривен. 

– А почему не 12? Турфирма заплатила 12 тысяч... – интересуется Владимир Мерцалов

– Это – местные, а те – из Алушты, – поясняет стоящий рядом парень лет 30, тоже, по-видимому, реализатор. – Для иногородних «такса» больше.

Рейд по кафе и ресторанам вдоль набережной дал те же результаты: ни медицинских книжек у барменов и официантов, ни сертификатов на продукцию, ни других документов. Антисанитария... В одном из кафе, например, прямо в зале стоит холодильник, в котором мясо, рыба, сосиски, пельмени и другие полуфабрикаты хранятся вперемешку. 

– Результаты нашей сегодняшней проверки, будем говорить прямо, удручающие, – сообщил в беседе с нами по окончании ревизии глава комитета по строительству и архитектуре Общественного совета. – Такое ощущение, что поселковые власти не работают. Надо понимать, что в любом крымском поселке Совет министров не сможет навести порядок, если будет бездействовать поселковая власть, правоохранительные и контролирующие органы. Общественность Крыма пытается по мере сил навести порядок. Такие выезды будут проводиться регулярно и без предупреждения. Мы проверим не только курорты, мы объедем с проверками весь Крым. 

 

Геннадий Морозов

 

На фото: 10 июля, поселок Рыбачье. Активисты Общественного совета при Совмине АРК Владимир Мерцалов и Диана Потапова проверяют объекты выносной торговли. Несколько торговых столов – как те, что на фото – оказались брошенными: напуганные ревизией, продавцы сбежали, оставив товар «на соседей».    

 

 - «На сегодняшний день выездная комиссия Общественного совета проверила торговые точки и заведения общепита в поселках Николаевка и Рыбачье. Предварительных итогов пока не подводили, сейчас пока нарабатывается методика этих проверок. Мы не раз убеждались в том, что административный контроль в данной сфере имеет коррупционную составляющую. Необходимо ставить этот вопрос на общественный контроль, иначе побороть эту гидру нам будет тяжело. Я предлагаю участвовать в этих рейдах и представителям средств массовой информации. Но сообщать заранее об этих выездах мы не будем, чтобы мониторинг был максимально объективным» 

Анатолий Могилев, Председатель Совета министров АРК