Трудно стать Богом

На неделе политики и политика доказывали нам, что ни кристальной честности, ни полной справедливости нет и быть не может. Но движение к идеалу уже заслуживает внимания

В мире: не совсем единая Россия

В четверг был вынесен приговор относительно английского бизнесмена Уильяма Браудера и его подчиненного, юриста Сергея Магнитского. Надо сказать, что судили этих господ по особым правилам: первого заочно, второго посмертно: российские следственные органы вменяют Браудеру и Магнитскому организацию схем, позволявших им не платить налоги. Якобы эти предприимчивые люди создавали липовые предприятия в Калмыкии, пользовались оффшорным законодательством, а прибыли оседали в карманах все того же Браудера. А размах бизнеса можно представить хотя бы по тому факту, что британцу удалось скупить некое количество акций святая святых – Газпрома и выступить недавно с требованием о включении его в совет директоров монополиста. В ноябре 2008-го Сергей Магнитский был арестован, после того как «на встречном курсе» заявил о фактах разворовывания бюджетных средств, которые указывали на высокопоставленных чиновников МВД, ФСБ и администрации президента РФ. В итоге после неоднократных переводов подследственного из камеры в камеру, после игнорирования его обращении о медицинской помощи (а Магнитский здоровьем не отличался), после скандала вокруг его пребывания за решеткой и международного резонанса в ноябре 2009-го Сергей Магнитский умер в больнице «Матросской Тишины». 

Как повлиял Магнитский на мировую политику? Колоссально. В итоге появился «акт Магнитского» – закон США, запрещающий въезд в страну и налагающий арест на счета лиц, причастных к смерти юриста. То есть пострадали практически все участники следствия и чиновники, фигурировавшие в обвинениях Магнитского (в основном силовых ведомств). Само же дело Магнитского стало для Запада символом всего путинского режима. Ответом Москвы на действия администрации Обамы стал «закон Димы Яковлева», запрещающий усыновление российских сирот американцами (ну, логическую связь здесь проследить сложно, но насолили, как говорится). И вообще, американо-российские отношения в этом контексте перешли явно в очень прохладную стадию. Вынесенный же в Москве заочно-посмертно приговор – это попытка таки назначить виновных: относительно Магнитского дело прекращено ввиду его смерти, но он признан виновным, Браудеру дали 9 лет. 

Теперь о Навальном. Человек, ставший лидером российского блог-пространства, прославившийся антикоррупционными обличениями, сегодня стал символом политической борьбы российской оппозиции. И промежуточным, но принципиальным сражением стали выборы мэра Москвы, назначенные на 8 сентября. Мы уже как-то замечали, что без участия миллиардера Михаила Прохорова сие мероприятие носит формальный характер – действующий градоначальник Сергей Собянин не имеет конкурентов. Но Навальный не только заявил о желании участвовать, но и сумел собрать для этого необходимые документы (в России для выдвижения необходимы подписи местных депутатов, а безболезненно такую процедуру в Москве могли пройти только выдвиженцы КПРФ и «Единой России»). Но тогда бы выборы стали действительно профанацией. В итоге по призыву самого Собянина ряд депутатов-единороссов поставил свои подписи за других кандидатов, в том числе за Навального, а он их принял. И это притом что именно Навальный придумал называть правящую в России партию не иначе как «партией жуликов и воров». Так в чем же дело? Выборы как таковые нужны были именно Собянину, и ему нужна победа, которая выглядела бы действительно честной (ну, все же участвовали, никому не отказали). Похоже, сценарий выборов переписан – и Навальному, например, уготовано теперь третье место с более-менее пристойным результатом. А если что, то на то и суд есть: 18 июля ожидается оглашение приговора Алексею Навальному по делу о якобы хищениях в Кировской области. В российской политике все «под контролем».

В Украине: в плену истории

Итак, Киевраду уже чуть ли не штурмовали. Отличились все: Арсению Яценюку разбили очки, депутата Лилию Гриневич ударили головой о стену, оторванным пуговицам несть числа, но секретарь Киеврады Галина Герега так и не смогла начать работу. Конечно, любая оценка происходящего будет политической, поэтому посмотрим на причины конфликта. Они в самой организации работы киевской власти последние десять лет. Потому как всякая новая Киеврада – это собрание людей с конкретными бизнес-интересами. И этого не надо стесняться или отрицать, борьба в Киеве – это борьба за землю, застройку и право контролировать торговлю. И оппозиция в этом смысле всего лишь использует ситуацию. 

70-летие волынской трагедии – это повод еще раз оглянуться в нашу историю. Что случилось на Волыни в 1943-м? Мнение польской стороны однозначно: это был геноцид, осуществленный силами ОУН – УПА. Оценка ряда наших историков и политиков: Армия Краева тоже отличилась убийствами и и погромами украинцев, и вообще, мол, польские жертвы – это насильственный ответ на политику польского правительства в 20-30-е годы. И тут нельзя не спросить: как это – убивать детей в ответ на какую-то «политику»? Самое плохое в этом то, что никто и не заботится об исторической правде и памяти, а она у украинского и польского народов общая. И если идти от одного противостояния к другому, то зайти можно очень далеко, где-то так до века XIV. Кому это нужно? Только тем, кто пытается нажить политический капитал на крови. Никакому убийству нет оправдания. И самой правильное, что нужно здесь делать, – это покаяться без всяких предварительных условий. Как сделали это в свое время немцы на пепелище Германии, оставшемся после развязанной ею войны.

В Крыму: стабильность – это тоже результат

Победа Вадима Новинского на выборах по 224 округу в Севастополе была ожидаема, но она важна как определенный маркер политических настроений в регионе. Единственным реальным конкурентом поддержанного регионалами бизнесмена и владельца футбольного клуба «Севастополь» стал коммунист Василий Пархоменко. Результат победителя (53%) и его ближайшего соперника (32%) показал, что только эти две силы пользуются ощутимой поддержкой избирателей. Третий результат общественника Василия Зеленчука (более 6%) – констатация повышения роли гражданских активистов в политике, что надо учитывать политикам традиционным. Четвертое же место единого кандидата от оппозиции Дмитрия Белоцерковца (более 3%) стоит отнести на логичное отторжение избирателями идей и главное – политической привязки кандидата. Ведь результат того же человека на довыборах в Севастопольский горсовет в апреле был почти 30%, а сейчас упал в десять раз. Конечно, местные выборы – это другой уровень политики, но в данном случае не сигнал ли это оппозиции, что надо что-то менять? Пенять на низкую явку не аргумент, ведь приходят обычно те, кто верит в свой выбор. И от этой веры во многом и зависит политический успех.

Александр Севастьянов

Фото карикатура недели

На фото: 6 июля у доллара был день рождения: 1785 году в этот день он был объявлен национальной валютой США. Сейчас доллару не до праздников. Он еще правит миром, но его теснит юань, а в прессе все чаще предрекают: однажды старичок-доллар отправится на пенсию, и его сменит амеро – единая валюта всей Северной Америки.

"