Экипаж «щуки» четыре дня боролся со смертью

Власти Крыма вчера обнародовали списки экипажа и «редакция» разыскала родственника единственного крымчанина с советской подлодки, найденной нашими аквалангистами в районе Тарханкута

«Щука» мешала фашистам вывозить награбленное добро – охотилась на немецкие суда и топила их, пока не попала под обстрел быстроходных немецких кораблей. С пробоиной в жилом отсеке она залегла на дно, экипаж, слабея от недостатка кислорода, безуспешно пытался запустить моторы. 17 февраля 1944 года с «щуки» пришел последний радиосигнал. 69 лет спустя ее, на глубине 52 метра случайно обнаружили водолазы. Сенсационная находка породила массу вопросов: почему ее нашли только сейчас, кто члены экипажа и правда ли, что внутри «щуки» сухо? С помощью специалистов, попробуем на них ответить.

Почему ее только сейчас нашли?

– Почему? Ну, эта не последняя, еще целых 16 подлодок в Черном море числятся пропавшими без вести. А 52 метра – большая, техническая глубина. В тот квадрат мы пришли, чтобы продолжить начатые в прошлом году поиски палеоследов на дне Черного моря – тогда мы наткнулись на целое поле метановых фонтанов и грязевых вулканов и в этом году вернулись, чтобы отснять видео, – рассказывает Сергей Воронов, руководитель Черноморского центра подводных исследований. – И вдруг зафиксировали объект. Оказалось что это единственная воевавшая в то время в Черном море «щука» проекта Х-бис номер «Щ-216». Всего «щук» было построено 41, 36 затонули в сражениях и ни одна в целости не сохранилась. Эта может быть первой. Еще одну нашли в Черном море, возле острова Змеиный, но торпеды там в таком состоянии, что там страшно даже ластой двинуть! 

Как она погибла? 

В черноморском флоте был целый дивизион, состоящий из «щук» разных типов, в 1944 они препятствовали войскам Вермахта, вывозившим награбленное добро в порты Румынии и Одессы. Базировались в Феодосии и Грузии. «Щ-216», по данным сайта submarine-at-war.ru 3 июля 41-го перешла в Севастополь, в августе – в Феодосию. Потопила румынский транспорт «Карпати» и повредила германский танкер «Фируз».
– 16 февраля 1944 года она торпедировала один из немецких транспортов, и после этого она на связь не вышла. Ее атаковали два военных немецких судна, наши хотели залечь на дно и переждать, пока они уйдут, но увы, немцы попали. Вторая наша подлодка передала, что слышала в этом районе 34 взрыва глубинной бомбы, а после на поверхности моря появились большое масляное пятно, папиросные пачки, обрывки одежды и книги. В 12 дня 17 февраля на следующий день немцы передали, что затоплена советская подводная лодка, – рассказывает Воронов.
 

Экипаж «щуки» – кто они? 

По словам председателя рескома по охране культурного наследия Ларисы Опанасюк, командиром подлодки был сочинец, капитан III ранга Григорий Карбовский, ровесник первой в истории России субмарины «щука», выпущенной в 1904 году. Экипаж – 47 молодых мужчин со всего Союза, преимущественно россияне, а комендор – единственный на корабле крымчанин Николай Иванович Нудьга, родившийся 18 сентября 1923 года в селе Борогань Раздольненского района, беспартийный. 

Родственников героически погибших моряков уже ищут с помощью специальных баз данных. 

Внутри подлодка не залита водой?

– Водолазы определили, что затоплен только один отсек, жилой, в котором хранились запасные четыре торпеды, – говорит Воронов. – Если 6 отсеков целы это потрясающая возможность создания исключительного музея. Как в феврале 44 года штурман положил карандаш на карту, так он там и лежит. Последняя радиограмма, посланная командиром на базу, была о том что они атаковали конвой и значит четыре резервные торпеды из второго отсека были переведены в торпедный аппарат. А раз так, значит нет торпедной угрозы для водолазов и есть шанс поднять эту лодку. 

Руководитель водолазного отряда Михаил Шевчук тоже уверен, что внутри подлодки воздух.

– Мы с Сергеем (напарник. – Авт.) стали первыми, кто увидел ее 69 лет спустя. Первое впечатление потрясающее, видимость в тот день была исключительная, с 40 метров мы ее уже увидели, и выйдя на поверхность мы друг другу сказали: она на плаву, ее поднять реально! – вспоминает подводник. – Сохранность ее поразила, подлодки обычно разрываются, а у этой вся кормовая часть до самой рубки целая, она с воздухом!

Как и когда ее поднимут? 

– Формируется штаб по подъему подлодки, – говорит Воронов. – Это будет кропотливый труд, мы не знаем на какое время он затянется, надеемся что уже в этом году все сделаем. Сколько это будет стоить, пока даже предположить сложно. Первым делом надо будет снять три океанских трала, в которые она укутана как в саван, добраться до пробоин, определить их величину (предварительно диаметр 2х4). Недели через две будет завершен проект реставрации и консервации. Конечно, мы в легком ужасе – никто еще не консервировал и не реставрировал аварийную подводную лодку, сейчас разрабатывается методика. Транспортировать подлодку планируется поначалу в Черноморское и хоть какую-то деталь оставить там, на славную память – местные жители очень просят!

Если она целая и сухая – это будет чудо

Заместитель председателя Совета Министров Крыма Азиз Абдуллаев в свое время на камчатке в Авачинской бухте: командовал взводом по обслуживанию подводных кораблей. 

По его мнению, в шести отсеках субмарины действительно может быть сухо, но это при очень большом везении.

– Надо учитывать, что резинки на крышках люков не могли сохраниться за столько лет, соленая вода ведь среда агрессивная. – А если герметики уже не было, могла сохраниться только мягкая нержавейка, из нее делают корпус субмарины. – сообщил «Газете» Азиз Рефатович, добавив что экипаж потопленной лодки мог продержаться еще 3-4 дня пока не кончился кислород.

Капитан 1 ранга Анатолий Югов, командовавший в 90-е отдельным дивизионом подводных кораблей ВМС Украины считает, что на «щуке» сейчас все может быть так, как на момент гибели экипажа.

– Когда лодка в море, все переборки задраены и в случае аварии их моментально герметизируют. Другое дело, что швы могла «побить» коррозия и тогда вода, возможно, стала просачиваться. Но случаи, когда подлодки поднимали и находили останки моряков реальны, в 1968 году нашу подлодку американцы подняли с глубины 5 тысяч метров. 

Журналист Леонид Пилунский, служивший в 70-е капитаном подводного научного аппарата 

«Гидронавт I», наоборот, уверен, что «щука» не уцелела.

– Мне очень трудно поверить, что в лодке за 70 лет остались не затопленными все отсеки, кроме одного. Зная хорошо, как устроена подлодка, я вам говорю, что это фантастика. Трубопроводы пронизывают всю лодку от кормы до носовой части, где расположены торпедные аппараты, поэтому за семь десятилетий она была бы давным-давно затоплена полностью.

На фото: 4 июля, 12 миль юго-западнее от Тарханкут (точные координаты водолазы скрывают опасаясь охотников за металлом), кадр из подводной видеосъемки. Лодка обросла мидией и «закутана» в рыболовецкие тралы.

Родственник крымчанина с «щуки» живет в Евпатории

Молодого человека зовут Андрей Нудьга, и он очень хочет, чтобы Николай Иванович оказался его прапрадедом

– Да, я почти уверен что это мой родственник, все совпадает! Бабушка и дедушка мои рассказывали, что один из наших, родственник по линии деда, после войны числился пропавшим без вести. Я с вами сейчас говорю, и мурашки по коже! – возбужденно говорил нам в трубку Андрей. Он пообещал вечером сходить к дедушке, чтобы выяснить все точно.